Античный театр = Театр Древней Греции + Театр Древнего Рима.

 Праздник Городских Дионисий. Классический сюжет торжественного шествия - препровождение Диониса за городские стены и его триумфальное возвращение, изгнание и обретение Бога.

Первое состязание тетралогий (драматических произведений, состоящих из 4 частей и объединённых сюжетом и авторским змыслом), ок. 534г. до н.э. Победитель – Феспид

 

Трагедия = «трагос» (козёл) + «одэ» (песня) = «песнь козлов», «козлопение».

Комедия = «комос» (ритуальное шествие, отличавшееся фривольным поведением шествующих, нередко находящихся в состоянии алкогольного (вакхического) опьянения) + «одэ» (песня) = «песнь гуляк».

Сатировская драма – «игривая трагедия», возникшая из хора граждан, ряженных сатирами и составляющих свиту бога Диониса (без отдельно представленных актёров)

Лекция Анны

Организация театрального пространства в Древней Греции.

1. «Театрон» - зрители, места для зрителей.

2. «Орхестра» - место для плясок, площадка для выступлений, на которой располагались хор и герои, стоял алтарь.

3. «Скена» - палатка, домик. 1. Строение для хранения театрального реквизита; сюда могли уходить и здесь могли скрываться актёры во время представления. 2. Скрытое зловещее место, неподвластное контролю, где происходили скрытые от глаз зрителя события: (само)убийства, сцены насилия и проч. 

4. «Эккиклема» - то, что катится. Театральная машина, 1. Выкатывающаяся из скены с последствиями страшных событий (например, тела убитых). 2. Изображающая действие, скрытое от глаз зрителей, происходящее внутри дома, дворца или храма.

5. «Проскениум» («проскений», «проскения») – ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены.

 

Ключевые понятия «Поэтики» Аристотеля.

1. Фабула – это воспроизведение действия и сочетание событий. Действие и фабула и есть цель трагедии. Вот лучшая фабула: не лучший человек (не отличающийся доблестью или справедливостью) подвергается несчастью не вследствие своей порочности, а из-за ошибки.

2. Части фабулы – перипетии («переход от счастия к несчастию, и наоборот… перемена происходящего к противопооложному») и узнавания («перемена от незнания ко знанию»).

3. Характеры – то, в чём проявляются решения людей.

4. Текст – объяснение действий посредством слов.

5. Музыкальная композиция – важнейшее украшение. Ритм, гармония и метр.

6. Задача поэта – говорить о том, что могло бы случиться по вероятности или необходимости.

7. В трагедии выбирают имена из прошлого, которое, как уже произошедшее, вызывает доверие, и воспроизводится действие, вызывающее страх и сострадание.

 

 

Хор в древнегреческой драме.

Хор состоит из любителей, которые проходят подготовку специально для исполнения конкретной пьесы.

Изначально хор = 12 человек + протагонист (солист, нередко сам автор драмы).

Эсхил вводит пролог и 2ого актёра.

Софокл увеличивает хор до 15 человек и вводит 3-его актёра.

Хор в комедии – 24 челоека.

Одна из наиболее существенных и важных задач греческого театра – организация пространственно-композиционного и сюжетно-смыслового взаимодействия между хором и солистами.

 

Классический период древнегреческой драмы представлен творчеством трёх великих трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедиографа Аристофана.

Эсхил: 1 протагонист и хор (как действующий герой)

Софокл: 2 героя и хор (как важный участник событий)

Еврипид: 3 героя и хор (как сторонний наблюдатель)

 

Строение древнегреческой трагедии («воспроизведение людей худших, но не во всей их порочности):

1. Пролог – монолог актёра (реже диалог);

2. Парод – вступительная песнь хора, исполняемая им во время выхода на орхестру.

3. Эписодий – эпизод, явление актёров в ролях.

4. Стасим – песнь хора, чередующаяся с эписодиями (равное количество эписодиев и стасимов). Может подразделяться на «Строфу» и «Антистрофу», исполняемую разными полухориями – в этом случае заключительной песней всего хора целиком оказывается эпод.

5. Гипорхема – радостная песня хора, звучащая в кульминационный момент трагедии (непосредственнно перед катастрофой)

6. Коммос – совместный трагический плач героя/героев и хора (как правило, финальная часть спектакля)

7. Эксод – заключительная песнь хора, исполняемая им во время ухода с орхестры.

 

Основные акценты трагедии Софокла «Царь Эдип» в тезисах.

- Миф об Эдипе – самый страшный из всех, «оскорбляющий и чувство справедливости в человеке, и его веру».

- Зрителям известно содержание мифа (фиванский цикл мифов), но они напряжённо следят за тем, как Эдип ведёт следствие против себя. Зритель смотрит не ЧТО происходит, а КАК.

- Героическое противостояние человека року.

- Личность должна осознавать величие и мощь божественных установок.

- «Странная религия, возмутительная мораль, неправдоподобные положения, произвольная психология». Софокл берётся объяснить народу «эту нелепую историю», «этот возмутительный миф». Не снижая трагического пафоса рокового характера, Софокл вводит ответ человека – ответ, меняющий смысл мифа.

- Кокто: «Взирай, зритель, на одну из самых совершенных машин, когда-либо построенных богами преисподней для математического уничтожения смертных, заведённую так, что пружина её медленно разворачивается на протяжении человеческой жизни». Техническое совершенство драмы чёткостью своего действия отражает механическое развитие катастрофы, так хорошо подготовленное Неведомым.

- Соотнесение текста и подтекста = трагическая ирония.

- Последовательное чередование 4 эписодиев, в каждом из которых рок наносит Эдипу новый удар («4 шага, которые рок делает навстречу трагическому герою»): 1. Тиресий (навязчиый мотив слепоты и зрячести = трагическая ирония); 2. Иокаста (желая дать успокоение, поселяет в сердце тревогу). 3. Вестник 4. Очная ставка вестника и пастуха.

- Эдип не перекладывает ответственность а содеянное и вину на богов (сыгравших с ним шутку?). («Незнание не освобождает от ответственности»).

- «Без вины виноватая вина» Эдипа в том, что он – человек, не всезнающий и не всемогущий. 

 

 

Строение древнегреческой комедии («затем, что человек есть единственное живое существо, умеющее смеяться»):

1. Игровой пролог (нередко состоящий из нескольких эписодиев)

2. Парод – вступительная песнь хора, исполняемая им во время выхода на орхестру.

3. Парабаса – движение хора в сторону зрителей (хор снимает маски и делает шаг в сторону зала)

4. Чередование эписодиев и стасимов

5. Агон – спор героя/героев и хора, нередко завершающийся дракой.

6. Эксод – заключительная песнь хора, исполняемая им во время ухода с орхестры.