Первым драматургом Рима считают грека-вольноотпущенника Ливия Андроника. Он поставил на Римских играх трагедию и, вероятно, комедию, переработанные им с греческого оригинала. Трагедии Ливия Андроника пользовались большой популярностью.

Продолжателями его дела были Гней Невий (около 280 -201 гг. до н.э.), Плавт (ок. 254-184 гг. до н.э.), Квинт Энний (239-169 гг. до н.э.)

Гней Невий не только перерабатывал греческие  трагедии на мифологические сюжеты, но и был создателем претексты. Наибольшего успеха Невий достиг, однако, как комедиограф. Среди его заслуг на этом поприще – создание комедии паллиата.

Перу Квинта Энния принадлежит большое количество дошедших до наших дней  отрывков трагедий. Большинство из них восходит к оригиналам Еврипида.

 

Тит Макций Плавт

Биографические сведения чрезвычайно скудные.
Есть версия, что в молодости Плавт участвовал в постановках ателлан, исполняя роль Макка. Из приписываемых Плавту 130 комедий до нас дошло 20.

Все сохранившиеся комедии Плавта – паллиаты.

Плавт перерабатывал оригинал до такой степени, что комедия становилась италийской по духу. В комедиях Плавта много местных аллюзий и грубоватого юмора.

Плавт вводит в свои комедии песни и танцы.

Персонажи Плавта – устойчивые типы, унаследованные от греческой комедии (отец, сын, раб, жена, гетера, сводник, хвастливый воин и др.).

Не сохранилось ни одного греческого образца комедий Плавта.

Комедии ставились без антрактов, декорации не менялись на протяжении всей пьесы.

Полностью стихотворные комедии Плавта отчасти произносились как диалог, отчасти декламировались под музыкальный аккомпанемент (кантики).

Плавт в своих пьесах часто разрушает сценическую иллюзию, обращаясь с остроумными замечаниями к публике.

 

Публий Теренций Афр (ок. 109-159 до н.э.)

Родился в Карфагене, был привезён в Рим,

где был рабом у сенатора Теренция.

Отпущенный на волю получил родовое

имя своего патрона.                                                                        

Теренцию принадлежит 6 комедий,

которые были поставлены в 166-160 гг. до н.э.

Комедии Теренция являются переводами

новой аттической комедии, в основном Менандра

и его подражателя Аполлодора.

Теренций близко придерживается оригиналов,

устраняя лишь специфические детали греческого быта.

Образы и ситуации комедий Теренция часто имеют цель не рассмешить, а растрогать зрителя.

Теренций отказывается от непосредственного обращения актёров к зрителям, не прибегает к введению музыкального элемента, он придаёт большое значение последовательности характеров и стремится  повысить фабульную занимательность, заинтриговать зрителя, что, в общем, было несвойственно античной драме.

Комедии Теренция не пользовались большим успехом у публики.

 

Луций Анней Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

Римский государственный деятель,

стоический философ и автор трагедий.            

Родился в Кордубе в богатой семье.

Был воспитателем Нерона.

В трагедиях Сенеки важную роль играет                                        

риторика, диалоги зачастую превращаются

 в перебрасывание афоризмами.

Для Сенеки в трагедии главное –

изобразить крайние пределы страсти.

В 65 г. Сенека получил от Нерона приказ покончить жизнь самоубийством. Поводом для этого приговора стали подозрения в причастности драматурга к заговору Пизона.

Лекция Полины