Отличительные черты римского театра:

- утрата театром сакральной функции (как было в Древней Греции);

- общедоступность театра.

- преобладание развлекательной функции;

- зрелищность и богатство (предпочтение динамичным и массовым мероприятиям: конные скачки; соревнования колесниц; выступления атлетов; гладиаторские бои и др.);

- ослабление интереса к высоким трагедиям. Ведущим жанром строгого классического театра становится комедия (Плавт, Теренций);

- появление занавеса (убирался в щель перед началом представлений);

- увлечение музыкальной темой (введение музыкальных «партитур» в представления; музыкальный дилетантизм в высших кругах Рима)

- уменьшение роли хора, а порой и просто его отсутствие;

- презрение к актёрской профессии (часто актёры – рабы, вольноотпущенники, пленные);

 

Словарь терминов:

Ателлана – разновидность древнеримской площадной народной драмы, грубая фарсовая форма, «утвердившая» 4 основных типажных лица-маски: Pappus – влюблённый старик; Bucco – плут и обжора; Maccus – простофиля-дурачок; Dossenus – шарлатан-лекарь, горбун.

Бустуарии – первые гладиаторы, участвующие в постановочных боях на могиле почётного воина (от «бустум» - погребальный костёр, или могила). Гладиатор – от «гладиус» - меч.

Велариум – навес над амфитеатром, защищающий от жары и осадков.

Вомитории – крытые проходы, связывающие арену и театрон в единое целое.

Клакер («хлопальщик») – человек, нанятый для обеспечения успеха или провала театрального представления.

Сатура – драматическо-песенная импровизация в стихах, положенных на музыку. Исполнение могло сопровождаться жестами и музыкальным аккомпанементом (флейта и др.)