Еврипид.

Появление психологической проработки образа.

Одна из самых известных трагедий – «Медея».

- мифологический сюжет, но акцент на социально-бытовом содержании;

- хор занимает вынужденную второстепенную позицию;

- возрастает роль диалогов и монологов;

- язык героев приближается к разговорной речи;

- проявлен интерес к любовному конфликту (страсть становится движущим мотивом событий, «рычагом действия»);

- в основе сюжета лежит месть человека, а не возмездие, совершаемое посредством человека по воле бога/рока/случая;

- Медея – главная героиня трагедии, но не трагическая героиня (эгоизм, отсутствие раскаяния и жестокость выводят её за пределы трагического героя). Подлинно трагическим героем становится Ясон, показанный драматургом как «человек неплохой, но совершивший ошибку».

 

Древнегреческая комедия и Аристофан.

Смелость фантазии, фривольность юмора, беспощадность обличения.

 

Две разновидности смеха:

- Гневно-обличающий. Здесь выражены взгляды крестьян на злободневные темы: демагогия и софистика, военная политика и противоречия общественного строя.

 

- Радостно-утверждающий. Прославление красоты и щедрот жизни, обращение к любви и простым благам, «торжество плоти», полноценность и «полнокровность» бытийности. Ликование живого существа, наслаждение процессом.

 

Одна из самых известных комедий, содержащая в себе обе разновидности смеха, - «Лисистрата».

Фарсовое интермедийное начало; здоровое и весёлое бесстыдство; фривольность и беспощадность обличения; грубый и непристойный юмор, который, тем не менее, едва ли можно назвать пошлым.

Лекция Анны