Праздники Великих Дионисий был самым важным событием в жизни древних афинян. 11 месяцев шла подготовка к празднику. По прошествии месяца после Великих Дионисий архонт (судья) выбирал 16 хорегов. Хорег – богатый Афинянин, берущий на себя расходы по содержанию хора, подготовке пьесы к постановке в театре. 10 из них готовили хоры для состязаний в дифирамбах. 3 – постановками трагедий, и еще три – постановками комедий. Хорег занимался составлением хора, нанимал для хоревитов (участников хора) флейтиста и учителя. Так же он оплачивал костюмы и помещение, государство оплачивало только труды актеров.

Так же архонт осуществлял предварительную критику произведений поэтов. Они вручали ему свои произведения. Архонт выбирал наиболее достойных и позволял счастливчикам получить протагониста (первый актер) и хор. Чтобы ни у кого не было преимущества лишь благодаря денежному состоянию хорега, протагониста  и хор поэт получал по жребию. Двух же других актеров выбирал либо автор, либо протагонист.

Праздники Великих Дионисий имели четкую структуру: Сначала шел проагон – первый акт Дионисийских торжеств. Он начинался за несколько дней до праздника. Некоторые ученые называют проагон своеобразной генеральной репетицией на зрителя. В построенном рядом с театром Диониса Одеоне поэты представляли своих актеров и хор, а так же проходили перед зрителями. Далее шел первый день праздника длинная процессия, которая проносила статую Диониса по улицам города. В начале процессии шли жрецы и должностные лица, за ними хоревиты и хореги, после стражи, затем самые красивые девушки города, несущие корзины с плодами, после них вели жертвенных животных, после мужчины с венками из плюща и фиалок, и юноши, которые изображали спутниц Диониса, переодетые в женщин, а замыкали процессию толпа с флейтами и свирелями, в маскарадных костюмах, воспроизводящие разные сцены из мифов о Дионисе.

Процессия шла на агору (место, где происходило народное собрание), где у Алтаря Двенадцати Богов совершалось жертвоприношение. 100 быков ежегодно умирало на Алтаре. Затем следовал грандиозный пир, а после процессия возвращалась к театру, при свете факелов. Статую Диониса ставили посреди орхестры, чтобы он присутствовал на празднике, устроенном в его честь.

На второй и третий дни воспевались дифирамбы в честь бога Диониса. Каждая из фил выставляла хор мужчин или мальчиков на состязание. День заканчивался пиром в честь победившей стороны.

На четвертый, пятый и шестой дни игрались драматические представления. Но до начала представлений шла официальная церемония. Рабы вносили дары городов-союзников, их выставляли в орхестре. Затем Афиняне чествовали и воздавали почести героям Афин, которые погибли ради города. После следовало чествование именитых граждан. Следом, жрец приносил жертву в честь Диониса – поросят. После жертвоприношения их разрезали на мелкие кусочки и давали съесть зрителям. Церемония окончена и звук трубы оповещал зрителей о начале представления.

Сначала шла трагедия. Трагедия стоилась по плану: 1) Пролог – часть, вводящая зрителя в курс дела. 2) Парод – в этой части на сцене появлялся хор. 3) Эписодием – диалогические части. В современном  театре это акт или действие. 4) Эксод – последняя часть, в которую происходила развязка, и хор покидал сцену. Сюжет и развязка любого произведения была заранее известна зрителям.

Сцена декорировалась под храм или дворец, в котором было 3 двери. Из левой двери появлялись жители города, из средней двери боги, из правой – люди с чужбины. Хор для трагедии выстраивался правильным четырехугольником, он появлялся из западной двери. Участники хора шли рядами по 3-4 человека. В центре хора находился корифей (глава хора), он вел диалог с хором и актерами. Руководство хором так же было в его обязанностях. Флейтист находился у алтаря Диониса.

Так же в трагедии использовались маски1) Маска седовласого старика, с опущенными уголками губ. 2) Маска мужчины средних лет, с вьющимися волосами и смуглая. Эта маска была двух видов – злой и доброй. 3) Маска молодого человека, светловолосая. 4) Пять типов масок различных возрастов и характеров девушек и женщин. 5) Маска старухи. Эта маска была двух видов – злая и добрая.

После трагедии давалась сатирическая драма. Затем следовал обеденный перерыв и во второй половине дня следовала комедия.

На шестой день праздника вечером судьями выносился приговор. Победителю вручался венок из плюща, медный треножник и бык (за лучшую трагедию) и корзина фиг и амфора вина (за лучшую комедию). Поэтов вознаграждали деньгами. Протагонист и хорег получали уважение и почет сограждан и венки из плюща.

Лекция Дарьи