После Генриха VIII

В эпоху царствования Елизаветы IТюдор (1558-1603) были запрещены мистерии.

Начинается новый период в истории английского театра – Ренессанс.
Этот период в истории английского театра вплоть до театра эпохи Реставрации принято называть театром эпохи Шекспира или периодом «Елизаветинской драмы», несмотря на то, что королева Елизавета I умирает задолго до того, как эта эпоха подходит к завершению.

Первые образцы национальной комедии и трагедии на театральных подмостках появились в середине XVI в.

Николас Юдол – автор первой английской комедии «Ральф Ройстер Дойстер» (1551 г.)

Первой английской трагедией принято считать пьесу Томаса Нортона и Томаса Секвила «Горбодук» (1562г.)

Пьеса Нортона и Секвила во многом напоминает древнеримские трагедии (хоровое пение, вестники), однако сюжет взят из средневековой истории.

Джон Лили (ок 1554 – 1606)- придворный поэт и драматург. Заложил основы романтической комедии, ввёл в драматическое действие лирическую стихию. Автор пьесы «Александр и кампаспа».

Однако драматургом, которого в полной мере можно назвать родоначальником ренессансной драмы, был Кристофер Марло (1564-1593). Ему принадлежат пьесы «Тамерлан», «Трагическая история доктора Фауста», «Мальтийский еврей», «Эдуард II».
Герои произведений Марло, как правило, являлись носителями одной какой-либо  ярко выраженной страсти. Важным нововведением Марло, которое подхватили многие последующие драматурги, было написание пьес белым стихом.

 

 

Одновременно с Марло творили такие драматурги, как Роберт Грин и Томас Кид. Перу Роберта Грина принадлежат пьесы «История Якова IV» и «Чернокнижник монах Бэкон», а перу Кида – «Испанская трагедия», являющаяся ярким образцом жанра трагедия мести и образцом для всех последующих произведений этого жанра.

В 1590-е гг. появляется множество драматургов: Мидлтон, Флетчер, Бомонт, Месенджер, Хейвуд и др.

Основные черты елизаветинской драмы:

- пьеса существует только как текст для постановки и имеет чисто прикладное значение. Как произведение, обладающее литературной ценностью, пьеса этой эпохи не мыслится

- елизаветинскую драму очень сложно классифицировать по жанрам, любое жанровое разделение применительно к данной эпохе будет условным.

Можно, однако, выделить романтическую и бытовую драму.

Романтическая  - пьеса, действие которой происходит не в Англии, сюжет насыщен приключениями, встречаются сверхъестественные элементы. Бытовая, соответственно, обладает противоположными характеристиками.

- какие бы ни были указаны место  и время действия в пьесе, события, которые происходили по ходу сюжета имели отношения к английским реалиям того времени

- для драматургии этого периода характерно коллективное авторство. Часто отдельные сцены дописывались или перерабатывались в уже готовой пьесе совсем другим драматургом.

- нет оригинальных сюжетов. Все сюжеты заимствуются и изменяются

- уже существующие тексты зачастую перерабатываются

- в пьесах много сюжетных линий, которые могут переплетаться, а могут развиваться параллельно

- первостепенное значение для драматурга имеет сюжет. Характеры подстраиваются под сюжет

- разделение на акты и сцены возникает достаточно поздно

- несмотря на всю условность жанрового разделения пьес этого периода, можно говорить о преобладании комедии над трагедией

- в пьесах, особенно в комедиях, существует определённый набор популярных типов: простак, ростовщик, хвастливый воин,  сводня, куртизанка, два типа героини: скромная, тихая, послушная, готовая к самопожертвованию и весёлая, острая на язык, знающая чего хочет в жизни и идущая к своей цели, обе красивые.

- драматурги шли навстречу вкусам и требованиям публики

Лекция Полины