Для итальянского театра эпохи возрождения характерен разрыв между сценическим искусством и драматургией. 

Учёная комедия эпохи Возрождения представляет собой направление в драматургии.

Ценностной основой культуры Возрождения становится гуманизм.

В эпоху Ренессанса термин этот означал «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа».

На смену теоцентризму Средневековья (центр мира – Бог) приходит антропоцентризм (центр мира – человек). Гуманисты считали одним из важнейших направлений своей деятельности – воспитание человека, новой личности: свободной, раскрепощённой, творческой. Они уделяли большое внимание изучению гуманитарных наук, а также античному наследию.

Родоначальником гуманистического движения в Италии считается поэт Франческо Петрарка.

Идеи гуманизма быстро распространяются среди образованных людей того времени, приверженцы этих взглядов объединяются в кружки. Их объединения были неформальными группами единомышленников, которых объединяли общие интересы и идеи.

Гуманистами становились представители разных слоёв населения и разных профессий.

Гуманисты устраивали своеобразные игры в античность. Они называли свои кружки «академиями» в подражание древним.

Именно гуманистами были первые итальянские драматурги эпохи Возрождения.

В XV веке профессор римского университета Помпонио Лето решает воссоздать театральные представления по античному образцу. Спектакли эти стали играться в садах профессора. В репертуар входили комедии Плавта и Теренция на языке оригинала. Таким образом, представления, устраиваемые Помпонио Лето, были предназначены для узкого круга элитарной публики (элитарной в культурном плане).

Учёная студия Помпонио была первым собранием любителей, игравших Плавта. Однако подобные представления быстро входят в моду, и их начинают организовывать при дворах. Так как латынь была понятна не всем, в скором времени комедии Плавта и Теренция переводят на итальянский язык.

В 1508 г. во время карнавала в феррарском дворце разыгрывается комедия итальянского поэта Лодовико Ариосто «Комедия о сундуке». Затем одна за другой появляются произведения других итальянских авторов.

Так появляется жанр итальянская комедия Возрождения или учёная комедия Возрождения. «Учёной» её называют потому, что авторами этих произведений были образованные «учёные» люди.

 Преобладающее значение для итальянской комедии имел сюжет. Выработался даже особый стандарт сюжета, повторяющий одни и те же основные ходы (подмена детей, переодевание девиц, плутовство слуг, неудачные любовные похождения стариков). Поскольку на первый план выходила интрига, сложных характеров в итальянской «учёной комедии» нет.

Первые итальянские «учёные комедии» подражали древнеримским комедиям. Временем действия «Комедии о сундуке» Ариосто являются даже неопределённые «античные времена».

По своей форме «учёная комедия» так же во многом схожа со своим античным образцом: в ней присутствует деление на акты, незнакомое средневековой драматургии.

Активную и динамичную роль играют слуги.

 1514 г. – Макиавелли пишет «Мандрагору».


«Мандрагора»

Основой сюжета служит хитроумная проделка Каллимако, что типично для учёной комедии.

Однако персонажи «Мандрагоры» уже приближаются к характерам.

К тому же комедия Макиавелли имеет достаточно сложный подтекст.

 

 

Лекция Полины