La commedia del arte комедия масок, народный, площадной театр. Считается первым профессионально сложившимся театром. Del arte зародилась в Венеции. 

Венеция на тот момент не являлась демократическим городом государством, но, не смотря на нестабильную ситуацию во внешней политике, оставалась свободной. Полагают, что La commedia del arte зародилась в Венеции, поскольку она была центром карнавальных представлений. Две маски в La commedia del arte: Манифико (господин) и Дзанни (слуга) пришли из Венецианского карнавала.

Первым представителем данного жанра считается Анжело Беолько, который организовал труппу, которая выступала на Венецианских карнавалах. Труппа разыгрывала сценки из сельского быта. Сценки строились на диалогах. Но официально жанр la commedia del arte зародился в первой половине 16 века. Самой известной труппой считается Джелоде.

Жанр la commedia del arte строится на 3-ех принципах:

 1) Импровизация. Она строилась на том, что каждый актер сам режиссировал свою роль. Словесная импровизация могла переходить в танец и пение. Актер выстраивал лацци (множество трюков), которые были характерны для каждой определенной маски. Все это требовало от актера определенных знаний, жизненного багажа, культуры, а так же быстроту реакции. Каждый актер играл одну и ту же роль десятилетиями, поэтому он накапливал опыт для данной роли. Самые удачные импровизационные моменты фиксировались, и актеры старались их повторить.

2) Сценарий. Сценарий определялся перечнем действующих лиц и завязкой, развязкой и фабулой. Сюжеты для commedia del arte брались из комедий Платона, ученой комедии и городской новеллы. Они писались первыми актерами, которые соединяли в себе функции директора, сценариста и капокомико (первый актер). Развитие сюжета было традиционно – борьба молодых людей за счастье, с помощью ловких слуг против консервативных отцов.

3) Маска. Маска ограничивала рамки образа, и представляла собой полумаску. Они делались из дубленой кожи и имели бронзовый цвет. Маски делились на 3 типа влюбленные, господа, слуги. Каждый тип говорил на том диалекте, какую область он представлял.

Влюбленные игрались без масок. Одевались по моде и говорили на тосканском наречии (литературный язык).

Господа. 1) Панталоне - венецианский старик купец, богатый, любит приударить за молоденькими девушками, живет только на проценты. Одет в красную куртку, красную шапочку и черную мантию. Маска с крючковатым носом и загнутой вверх бородкой Говорит на венецианском диалекте.

2) Доктор - болонский юрист, профессор тамошнего университета. В этом образе прослеживается сатира на псевдонауку. Он сыплет латинскими афоризмами и цитатами, путая их смысл. Носит черный костюм. Маска доктора с  красным носом и щеками показывает, что доктор всегда находится в подпитии. Говорит на болонском диалекте.

3) Капитан – представитель юга, хвастливый воин с грозным именем. Носит костюм военного со шпагой у пояса, но шпага либо заржавела, либо обрублена. Говорит на неаполитанском диалекте.

Слуги. 1) Два Дзанни: Бригелла – старший слуга освоившийся, хитрый, может позаботится о хозяине и о своем кармане и Арлекино – младший слуга, деревенский увалень который всего боится и попадает в нелепые ситуации. Маска с курносым носом, бородавкой на лбу. Так же носит шапку с заячьим хвостом.

2) Сервета – обедневшие крестьяне, которые пришли в город и стали слугами.

В конце 16 века труппы стали гастролировать и за пределы Италии во Францию и Англию, а в 18 веке посетили Россию.

Театральное действие шло 24 часа. Комедианты del arte использовали элементарные декорации.