Зарубежный театр рубежа XIX-XX вв.

«Новая драма» возникла как реакция на засилие «хорошо сделанных пьес», оторванных от реальности и повседневной жизни. «Взорвала» изнутри ситуацию подчиненности театра финансовым и вкусовым тенденциям.

 Общеевропейское театральное движение, желающее обратить внимание на современного человека, противоречивость и сложность его натуры, его мировоззрения, его существования.

 

Некоторые общие черты, свойственные «новой драме»:

- постановка проблемы личности, её силы и слабости;

- переосмысление критериев героического и подлинного («время героев прошло», «сверхчеловек в домашних условиях»);

- появление подтекста, который больше, чем текст («подводное течение»);

- «диалог глухих», «двойной диалог» и «зоны молчания» (слова не средство коммуникации, а ещё бОльшая завеса отчуждения);

- новый тип конфликта (столкновение единицы и целого; общественного и личного; героя и среды);

- интерес к социальной проблематике;

- «жизнь как разрушенный праздник» (описание бессобытийности обыденной жизни);

- появление амплуа неврастеника как «выродившегося» романтического героя: люди с вялой душой, лишённые страсти и порывов, неспособные к действию и поступку;

- «первенство статистов» («голоса из хора» звучат как голоса индивидуальные);

- «человек без свойств» (нет уникального индивидуального мира): нет героя, нет поступка, нет случая.

- переход конфликта из внешнего во внутренний;

- мир, показанный от «первого лица»;

- герой – ось действия, исчезновение иерархической системы;

- человек как биологическое существо («миром правит пол и сексуальность», фрейдизм);

- постановка творческих задач перед зрителем/читателем (заполнение недосказанностей собственным содержанием и др.);

- режиссура драматургии и функциональность ремарки (язык пространственного расположения героев; искусство мизансценирования; мимика и жест; контрапункт между словом и жестом).