Основные черты натурализма (лат. naturalis — природный, естественный) в драматургии:

 

- природа – мерило всех сфер жизни;

- попытка наиболее полного и универсального отображения действительности;

- интерес к мельчайшим подробностям и деталям жизнедеятельности;

- демонстрация фатальной власти биологических начал в человеке;

- большая роль окружения и социальной среды, в т.ч. социальные мотивировки поступков героев;

- стремление избежать «высокой» литературной речи;

- постепенное обесценивание прямого смыслового значения слова;

- разрыв речевых фраз с мимикой и жестом персонажа (посредством ремарки);

- нагнетание эмоциональной атмосферы при помощи звука и света.

 

Август Стриндберг (1849-1912)

Теоретик натуралистической драмы.

 

- антифеминистическая направленность;

- непримиримая «война полов»;

- тотальная некоммуникабельность человечества;

- разработка направления «камерной пьесы»

- откровенность в изображении действия;

- объём характеров;

- влияние идей Ч.Дарвина и Ф.Ницше (теории сильнейшего и сверхчеловеческого)

 

Пьеса  «Фрекен Жюли», 1888г.

 

- предисловие – манифест натурализма;

- «характеры – конгломераты»; 

- трагическая судьба и воля случая подготовлены обстоятельствами: врожденные порочные инстинкты (от матери); дурное воспитание, данное отцом; расслабленная праздность накануне Ивановой ночи; месячные; возбуждающее действие танцев; таинственность ночи; аромат цветов; встреча в ограниченном пространстве;

- всего 3 персонажа – обострение конфликта, повышение эмоциональности и четкости расстановки сил;

- сжатые временные рамки: 90 минут;

- непрерывающееся динамичное действие;

- устранение деления пьесы на акты (цельность);

- непримиримый социальный и гендерный конфликты;

- обличение мещанства и аристократизма;

- постановка социально-моральных проблем;

- концентрация на субъективности внутреннего мира, его значительности и значимости. 

Лекция Анны