Хронологические рамки эпохи Просвещения принято ограничивать двумя революциями: Славная в Англии (1688-1689 гг) и Великая Французская Буржуазная Революция (1789-1795 гг).

Своё название этот исторический период получил по движению Просвещения, которое было главным явлением культурной и идеологической жизни этого периода времени.

Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер: идеи прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.

Название этого периода закрепилось в научном обиходе после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784).

Течение это зародилось в Англии в трудах философа Джона Локка и его последователей.

Основные понятия эпохи Просвещения: «естественное право», «естественный человек», «общее благо», «общественный договор».

В XVIII в. Центром просвещения становится Франция. Видные представители французского просвещения: Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро.

1750 г. выпуск Энциклопедии, этот акт стал важнейшим в интеллектуальной и гражданской деятельности просветителей. Энциклопедия пересматривала прежнюю систему знаний и отвергала те убеждения, которые были основаны на предрассудках и невежестве. Кроме того, Энциклопедия стала крупнейшим собранием всех существовавших на тот момент научных знаний.

Просветители были убеждены, что рационально совершенствуя различные формы жизни можно изменить к лучшему самого человека. Поэтому на первый план выступает идея воспитания. Согласно теории Локка, человек от рождения представляет собой чистый лист, на котором впоследствии могут быть начертаны любые письмена. Таким образом, с помощью правильного воспитания можно было «сотворить» общество идеальных людей. Главным было только следовать голосу разума в этом процессе.

Несмотря на то, что эпоху Просвещения зачастую называют веком разума. Мировоззрение этого периода признаёт ограничение разума опытом, ощущением, чувствами.

Человек эпохи просвещения по своему складу был философом в широком смысле этого слова. Его отличало стремление к размышлению и познанию, он в своих высказываниях и суждениях опирался не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение.

В этот период религия расходится с философией. Возникает учение о «спящем Боге» или деизм. Согласно этой теории Бог существует и является творцом всего существующего мира, но с момента сотворения мира он перестал вмешиваться в жизнь людей, предоставив ей самостоятельно развиваться по собственным законам.

В целом в эпоху Просвещения мировоззрение людей наполнено позитивной верой в  возможность изменить мир к лучшему, в могущество человека и, что самое главное, в могущество науки и знания. Однако переломным моментом в подобном мироощущении было землетрясение В Лиссабоне в 1755 г. Это событие нашло своё отражение в произведениях многочисленных деятелей эпохи просвещения, например, Вольтера.

Эпоха Просвещения отличалась разнообразием философских идей и мировоззренческих концепций, которые сосуществовали вместе, что отразилось в трёх основных стилистических направлениях данной эпохи: классицизм, сентиментализм и рококо.

Лекция Полины