В третьей четверти XVIII века в просветительской драматургии развивается новое течение – сентиментализм.

Сентименталисты видели в чувстве источник веры в разрешимость общественных противоречий.

На сентименталистов сильное влияние оказала философия Жан-Жака Руссо.

Типичным представителем сентиментализма в английской культуре был Ричард Кемберленд (1732-1811гг.).

Произведения: «Братья» (1769), «Вестиндиец» (1771, этой пьесе предшествовало предисловие, ставшее своего рода программным манифестом Кемберленда. Героями своих пьес он решил сделать тех «страдальцев, которые нуждались в защитнике» и вывести их на сцену в таком свете, чтобы эти персонажи вызывали у зрителей сочувствие).

 Кризис просветительского оптимизма, отчасти разочарование в просветительских идеях, привело к появлению предромантической (или готической) драматургии. 

Важным признаком этого направления было обращение к средневековью.

Конфликты в готической драме, в основном, носят семейно-бытовой характер, но противоречия достигают в ней трагической напряжённости.

Первые черты этого течения в драме появились в творчестве Джона Гома (1722-1808гг.).

Его перу принадлежат трагедии «Дуглас» (1756) и «Роковое открытие» (1769).

Другиепредставители данного направления:

- Горейс Уолпол (1717-1797, один из создателей готического романа). Автор трагедии «Таинственная мать» (1768). Эта пьеса не была поставлена на сцене, но её печатное издание оказало значительное влияние на развитие готической драматургии.

- Метью Грегори Льюис  (1775-1818 гг.), мелодрама «Призрак замка» (1797).

 

Лекция Полины

 

 Готическая драматургия уже выходит за рамки эпохи Просвещения и является предшественницей романтизма.