Первобытность – бесписьменная эпоха, которой, как никакой другой, свойственен синкретизм (соединение, единство, нерасчлененность) различных форм жизнедеятельности.

Формам жизнедеятельности, в свою очередь, свойственны сотворчество, коллективность, подражание (приобретение первых знаний).

 

Театральная форма неотделима от обряда, его магической цели, смыкаясь с ранними формами религии: воспроизведение уже пережитого (рефлексия) и подготовка к предстоящему (моделирование).

 

 

Миф как система освоения мира человеком.

(греч. Mythos -  предание, сказание)

 

4 группы мифов:

- космогонические (сотворение мира);

- календарные (смена времён);

- о богах и героях;

- эсхатологические (конец мира).

 

Культура во многом появляется в результате осмысления мифа. Сюжетное раскрытие (понимание) мира, которому верят; то, что помогает выжить, понять причинно-следственные связи, справиться с вакуумом смыслов.

Миф объясняет мир, делает его понятным.

 

Обрядовое действие задает систему координат, предписывает модели поведения и запреты в мифологической картине мира.

Обряд – своего рода способ управления миром и контроль явлений.

Не развлекательная, не просветительская, а магическая функция.

 

3 вида обрядов:

- календарные (смена времён);

- бытовые (связанные с повторяющейся жизнедеятельностью; более архаичная, коллективная, родовая жизнь);

- обряды перехода: рождение - инициация («посвящение»)/свадьба - смерть.

 

Ритуал воспроизводит внешнюю форму обрядового действия, но утрачивает глубинные смыслы.

 

Церемонии, песнопения, жертвоприношения – попытки древнего человека найти общий язык с одушевленными силами природы, ощутить свою причастность к любому процессу.  

Лекция Анны