В английской литературе уже в 1830-е годы начинают проявляться реалистические тенденции

Однако на драматургию они оказывают достаточно слабое воздействие. Драматурги этого периода в основном стараются подражать елизаветинцам. Одним из самых распространённых жанров остаётся историческая трагедия в стихах

Театр превращается в коммерческое предприятие. На сцене царит весьма посредственный в художественном отношении репертуар. Господствующим жанром становится мелодрама

Действительно крупные писатели этого периода, такие, как, например, Теннисон не желают взаимодействовать с театром и создают «драмы для чтения»

Однако говоря о становлении критического реализма в английской драматургии нельзя забывать о творчестве Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс (1812-1870)

Для театра им были написаны мелодраматические пьесы «Деревенские кокетки» (1836), «Ламповщик» (впервые опубликована в 1879), комедия «Странный джентльмен».

Все эти пьесы, за исключением «Ламповщика» шли на сцене театра Сент-Джеймс в сезон 1836-37 гг.

Кроме того, Диккенс создал для театра инсценировку своего романа «ольшие надежды», которая так и не была поставлена

В 1851 г. писатель открыл любительский театр, в репертуар которого входили как классические, так и современные произведения

Сам Диккенс проявил себя и как актёр, исполнив Роль Шеллоу в «Виндзорских насмешницах» Шекспира

 

Только в конце XIX века в драматургии появляются действительно значительные достижения.

Особое место в драматургии этого периода занимает Оскар уайльд. О нём см. Лекцию «Оскар Уайльд»

А вот к реалистической драматургии в её классическом выражении, несомненно, стоит отнести творчество Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу (1856-1950)
Его творческая деятельность началась в конце XIX века

Первыми опытами на литературном поприще были для Шоу театральные и музыкальные рецензии.

Впоследствии он и сам выступил в роли драматурга

Творчество Шоу является ярким примером реалистической драматургии в некоторых аспектах приближающейся даже к натурализму

К XIX веку относится только начало творческого пути драматурга. Это:

-  «Пьесы неприятные» (опубликованные в 1898), включавшие в себя «Дома вдовца» (1885-1892), «Сердцеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1893-1894)

-  «Пьесы приятные» (опубликованные так же в 1898), в которые входили «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894-95), «Избранник судьбы» (1895), «Поживём-увидим» (1895-96)

- «Три пьесы для пуритан»: «Ученик дьявола» (1896-97), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899)

 

Что же касается английского актёрского искусства конца XIX века, то стоит сказать, что в этот период начинают свою карьеру два талантливых актёра – Артур Ваучер (1863-1927) и Джеральд Хьюберт Эдуард Бюссон Дю Морье (1873-1924).

Дебютом Ваучера была роль Жака в комедии Шекспира «Как вам это понравится», которая сразу же принесла актёру известность. С 1889 по 1894 ваучер играл на сценах различных английских и американских театров.

В 1895-96 гг. Ваучер возглавлял «Роял Тиэтр», ведущей актрисой которого являлась его жена Э. Ванбру.

Дю Морье дебютировал в роли Фрица в пьесе «Старый еврей» Грнади на сцене Гаррик Тиэтра в 1895 году.

В том же году Дю Морье отправился на гастроли в Америку вместе с труппой Бирбома.

Лекция Полины