Страной родоначальницей романтизма считается Германия.

В значительной мере немецкий романтизм был подготовлен движением «бури и натиска».

Одной из важнейших черт романтической культуры является отрицание несовершенной действительности и бегство от неё в некий идеализированный мир.

Одним из вариантов такой идеализированной реальности был для романтиков мир средневековья.
Эта тенденция отразилась в драматургии Клейста.

Генрих фон Клейст (1777-1811)

Немецкий драматург, поэт и прозаик
Яркий и самобытный представитель романтизма, стоявший в стороне от его основных школ (Йенской и Гейдельбергской)
При жизни был почти не замечен и не оценён, настоящее признание пришло к Клейсту только в конце XIX века
Пьесы:
«Семейство Шроффенштейн» (издана в 1803 г. анонимно)

«Роберт Гвискар» (1803, сожжена самим автором, сохранился лишь первый акт)

«Пентесилея» (1805-07, издана в 1808)

«Кэтхен из Хайльбронна, или Испытание огнём» (1807, издана 1810)

«Разбитый кувшин» (1806, издана ок. 1811)

«Амфитрион» (1807)

«Битва Германа» (1808, издана в 1821)

«Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана в 1821)

Ещё одним вариантом ухода от дисгармоничной реальности была романтическая ирония, нашедшая своё воплощение в пьесах-сказках Тика.

   Иоганн Людвиг Тик (1773-1853)

Немецкий писатель-романтик, представитель Йенской романтической школы, известный более как прозаик, однако его перу принадлежат так же и драматические произведения. Это шуточные комедии:

«Кот в сапогах» (1797-1811), пьеса, написанная по мотивам сказки Перро

«Мир наизнанку» (1799)

«Принц Дзербино, или Путешествие в страну хорошего вкуса» (1799)

Тик прославился также своими переводами Кальдерона и Шекспира

Однако в скором времени в немецкой культуре наступает кризис романтического мировоззрения, который проявился в замене романтической мечтательности более трезвым взглядом на жизнь.

Это нашло своё отражение в драматургии Бюхнера.

Другим проявлением кризиса романтической драматургии было обращение романтической традиции к социально-политической тематике ( в частности это нашло своё отражение в жанре героической драмы)

Представителем данного течения был Гуцков

Немецкие романтики опирались на эстетику Лессинга и движения «Бури и натиска», боролись против влияния классицизма

Немецкие романтики стремились к созданию национального немецкого театра, который должен был воплотить немецкий народный дух

Крупнейшим теоретиком романтизма в театральном искусстве был Август Вильгельм Шлегель. Ему принадлежит работа «Чтения о драматическом искусстве и литературе», в которой Шлегель изложил основы теории романтического театра

Среди актёров этого периода в Германии особо выделяется фигура Девриента.

   Людвиг Девриент (1784-1832)

Родился в зажиточной семье крупного торговца, пошёл против воли родителей, не желая становится коммерсантом. Познакомившись с актёрской средой, решил и сам вступить на это поприще.

Первое время без особого успеха выступал на сценах различных провинциальных театров
Первым подлинным успехом Девриента стала роль Франца Моора в пьесе Ф.Шиллера «Разбойники»

Лучшие роли Девриента были исполнены им на сцене Бреславльского национального театра: король Лир, Шейлок («Венецианский купец»), Яго («Отелло»), Фальстаф («Виндзорские насмешницы»)

Вскоре после этого Девриент переезжает в Берлин. В столичном театре он играет до самой смерти

Людвиг Девриент – один из наиболее выдающихся европейских актёров эпохи романтизма (наряду с Ф. Леметром и Э. Кином)

Важным для него было интуитивное постижение образа. По словам Э.Т.А. Гофмана для Девриента было характерно «полное растворение в подлежащем изображению характере»

В немецком актёрском искусстве рубежа веков особо выделяется также Карл Зейдельман

Карл Зейдельман (1793-1843)
Родился в семье состоятельного торговца. Ещё будучи школьником участвовал в театральных представлениях.
В 1810 г. поступил добровольцем в прусскую армию. По окончании наполеоновских войнначал работать актёром в Бреславльском театре. Затем на протяжении многих лет выступал в театрах Праги, Граца, Штутгарта, Касселя, последние 5 лет жизни проработал в берлинском театре

 В своём творчестве выступал с одной стороны против искусственности классицизма, а с другой стороны и против излишеств романтизма. Олицетворял переход от романтизма к реализму
Наиболее выдающие роли: Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Кальб, Вурм и Президент («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Мефистофель («Фауст» И.В. Гёте), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Король Лир, («Король Лир» У. Шекспира), Макбет («Макбет» У. Шекспира), Тартюф («Тартюф» Ж.-Б. Мольера)

Лекция Полины