Актерские школы XIX века. Часть 2.

МАЛЫЙ ТЕАТР

 

В 1880-1890гг. -  один из самых сложных и противоречивых периодов истории Малого театра. В репертуаре излишек «салонных», «хорошо сделанных» развлекательных пьес, влекущих за собой снижение общего уровня исполнительского искусства, появление штампов и ремесленных приёмов исполнения.

Однако, в это же время труппа необыкновенно богата талантливейшими актерами. 

 

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА ФЕДОТОВА (1846-1925).

Одна из любимых исполнительниц Щепкина.

Основа репертуара – пьесы Островского (сыграно 29 ролей).

Роль Снегурочки написана специально для нее (сыграла в 1873г.)

Смогла передать поэтическую тоску Снегурочки, но в исполнении было слишком много горячей страстности, едва ли возможной для ледяного сердца.

Спектакль не имел успеха и довольно скоро сошел со сцены.

 

В течение 35 лет играла роль Катерины в «Грозе» (с 1863г.)

Её Катерина была страстной натурой, живущей в мире религиозной мечты, порой доходящей до порывистой экзальтации.

Умела передать мучительную внутреннюю борьбу Катерины между чувством, пробудившимся к Борису, и сознанием греховности этой любви.

Это тревожное чувство, страдание приводило её к раскаянию, а затем и к гибели. 

 

МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1853-1928)

Кумир целого поколения, воплотившая в своем творчестве самые дорогие, светлые мечты и надежды.

К.С.Станиславский:  «Её данные были исключительны. У неё была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины… Внешние данные Марии Николаевны были не менее замечательны. У неё было превосходное лицо с вдохновленными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метаниях и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым самые её недостатки превращались в достоинства». 

Богатство натуры, глубина внутреннего мира актрисы проявлялись в её героинях, придавая им неповторимое своеобразие и глубину.

 

В 1862 году Ермолова поступает в Московское театральное училище на балетное отделение, но балет не привлекал её.

Самарин предрекал ей бесславное будущее в кордебалете.

Знаменитая актриса Н.Медведева выбрала в 1870 году для своего бенефиса пьесу Лессинга «Эмилия Галотти». Медведева – графиня Орсини, Федотова – Эмилия.

Федотова заболела и случай помог Ермоловой выйти на сцену…

В день премьеры Ермолова написала в дневнике: 

«30 января 1870г. – день этот вписан в историю моей жизни такими же крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала. Я счастлива, нет, - я счастливейший человек в мире. Сбылось то, о чем я пять дней назад не могла и мечтать. Я думала, что меня вызовут еще один раз. Меня вызвали 12 раз».

В 1871 году Ермолову официально зачислили в труппу Малого театра.

 В первые годы не находит своего репертуара.

Сближается с университетской молодежью. Много читает, учит языки, занимается музыкой.

В 1873 году выступает в роли Катерины в «Грозе», представив обобщенный образ русской женщины с сильным, цельным характером, предпочитающей погибнуть в своей воле, чем покориться.

 

1876г. – важное событие – роль Лауренсии в пьесе Лопе де Веги «Овечий источник», выбранной актрисой для бенефиса.

После спектакля толпы провожали актрису от театра до дома, на улицах останавливалось движение. Пьесу поспешили изъять из репертуара.

 

Героическая тема, призыв к борьбе, к жертве личным счастьем во имя великой цели – лейтмотивы творчества М.Ермоловой: Мария Стюарт (Шиллер), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» Шиллер) и др.

 

М.Ермолова стремилась подчеркивать светлые и благородные свойства человеческой натуры, возвышала и оправдывала своих героинь.

«Адвокат своих героинь».

Появляется целая галерея образов - «ермоловские женщины».

1907г. - покидает театр.

Через год по просьбе Ленского, ставшего новым руководителем Малого театра, вернулась.

Была первой актрисой, которой присвоили высокое звание народной артистки республики (1920)

 

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛЕНСКИЙ (1847-1908)

Актер, режиссёр, теоретик актерского искусства.

Незаконнорожденный сын князя А. Гагарина и гастролировавшей в России певицы О.Вервициотти. С 1858г. После смерти родителей воспитывался в семье известного актёра Малого театра К. Полтавцева.

 Его игра покоряла благородством, изяществом, глубоким лиризмом и искренностью переживаний.

Станиславский писал: «Я был влюблен в Ленского: в его томные задумчивые большие глаза и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и чувство фразы, в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре и литературе».

 

Профессиональный путь начинает в провинции.

1865 – г. Владимир

Водевили, комедии. Роли простаков, героев-любовников.

1876г. Принят в труппу Малого театра, высоко оцененный провинциальной прессой.

Его репертуар поражает разнообразием типов и характеров.

Гамлет, Дон-Жуан и др.

Современники восхищались легкостью и естественностью его игры.

Мастер внешнего и внутреннего перевоплощения.

С 1888 года преподает в московском театральном училище, пишет работы по теории актерского мастерства.

1898-1903гг. - возглавляет молодежную труппу малого театра, стремится утвердить значение режиссёра в создании спектакля, добивается ансамбля, цельности воплощения идейного смысла пьесы.

Его поиски близки деятельности Московского Художественного Театра.

 

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЮЖИН-СУМБАТОВ (1857-1927)

Сын грузинского князя.

1877г. –  учится на юридическом факультете петербуржского университета, но начинает выступать на клубных сценах Петербурга.

1882г – принят в труппу Малого театра

Тип романтического актера яркой театральной эмоции, лишенной, однако, стихийности.

Дебютировал в роли Чацкого.

 Говорит о необходимости постоянного совершенствования артиста.

 «Театр должен быть также верен жизни, как географическая карта верна очертаниям… страны, с которой она снята… но при этом он должен быть подобен такой фантастической карте, в которой… отразилось все, что есть в стране, карте в движении, карте в красках, карте, полной звуков, смеха, света, карте, где были бы зима и лето, где бы жили, умирали, боролись и ненавидели… но с непременным условием, чтобы в своей основе он обладал главным свойством обыкновенной хорошей карты – верностью правде».

 С 1909г. управляет труппой Малого театра.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

 В конце XIX века театр, хотя и находится во власти бюрократии и во многом сдает лидирующие позиции императорского театра, все же остается значительным явлением художественной жизни России.

Этим он обязан и артистам, явившим целую эпоху в истории русского театра.

 

ПОЛИНА АНТИПЬЕВНА СТРЕПЕТОВА (1850-1903)

БОльшую часть своей жизни отдала провинциальному театру.

Воспитывалась в нижнем Новгороде в семье парикмахера и оперная певицы.

Всенародную славу и любовь ей принесли образы простых женщин.

Наиболее удачные роли - Катерина в «Грозе», Матрена во «Власти тьмы», в образе которых представала трагедия русской женщины из народа.

Островский считал Стрепетову одной из лучших исполнительниц ролей его пьес.

В 1881 году принята в труппу Александринского театра.

Не ужилась с примой театра – Савиной - каждое выступление сопровождалось яростной полемикой в прессе.

Снова выступала в провинции, затем вернулась в Александринский театр, где ей были предложены уже лишь роли комических старух.

 

МАРИЯ ГАВРИЛОВНА САВИНА (1854-1915)

 Дочь провинциальных актеров Подраменцевых (по сцене Стремляновых).

Дебют – озорные девушки в незатейливых водевилях.

  «Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодичным голосом, вся изящная и хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии».

 1874г. – дебют в Санкт-Петербурге.

Продолжая играть роли обаятельных, энергичных девушек, выделяет в них важную и близкую для себя тему внутренней независимости, становления характера.

 Особое значение – встречи с Тургеневым.

1879г. – Верочка «Месяц в деревне».

«Савина покоряла чистотой, наивностью, поэтическим очарованием.

В этой почти детской, неискушенной душе пробуждался глубоко чувствующий, страдающий человек»

Тургенев: «Неужели эту Верочку я написал? Я даже не обращал на неё внимания, когда писал.. Вы живая Верочка! У Вас большой талант!»

 Позднее М.Савина создаст образы современных светских женщин.

Она прекрасно знает своих героинь и порой не щадит их, показывая расчетливость, холодный эгоизм, себялюбие жадно хватающихся за жизнь светских авантюристок.

 

1891г.

Гастроли в Москву.

Приводит в недоумение публику Малого театра - актрисы Малого театра трогали зрительный зал драматизмом судеб, а Савина своих героинь разоблачала.

Ермолова – адвокат своих героинь.

Савина – прокурор своих героинь.

 

Велико значение М. Савиной и как общественного деятеля.

Одна из создательниц Русского театрального общества, ведет борьбу за материальное улучшение положения актеров, отстаивает их интересы.

1886г. – участвует в организации «Убежища для престарелых артистов»

 

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДАВЫДОВ (1849-1925)

Настоящее имя - Иван Николаевич Горелов.

Сын офицера. Для сцены взял псевдоним -  имя пропавшего при странных обстоятельствах школьного друга.

1867г. – дебют на орловской сцене.

1880г. – по протекции М.Савиной принят в труппу Александринского театра.

В одних и тех же пьесах в разное время выступал в разных образах.

В «Ревизоре» сыграл 7 ролей, в том числе роль Пошлепкиной.

Отличался большим внутренним темпераментом.

Лучшие роли в русской классической драме – Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Островский, Сухово-Кобылин.

1884г. – «Русские ведомости» об исполнении роли Фамусова:

 «Когда смотришь на Давыдова, театральность совершенно улетучивается. Перед вами стоит не театральный Фамусов, декламирующий стихи, а живой, типичный Фамусов, такой ясный, понятный, объяснимый, стоит реальный человек, до такой степени реальный, что порой совершенно исчезает театр».

 

КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАРЛАМОВ (1848-1915)

Сын композитора, рос в артистической среде.

1875г – приход в Александринский театр.

Немирович-Данченко: «Варламов – громадный талант. По качествам, дарованным ему природой, едва ли найдется равный по всей России».

обычайный по силе, красоте, тембру и диапазону голос. Замечательный голос и абсолютный слух. Легко и свободно выступал в жанрах музыкального театра. Свободно двигался, умел легко переключаться с быстрых темпов на медленные.

«В преклонном возрасте, потеряв былую динамичность, умел ритмичной организованностью движений, выразительным жестом создать впечатление легкости и изящества. Не давая зрителю заметить изменения формы, легко переходил от речи к пению, от бытового движения к танцу».

Наиболее полно талант раскрылся в произведениях русской классической драматургии.

Вершиной творчества стал царь Берендей в «Снегурочке» - образ, полный поэзии и добра, прославляющий любовь человека к жизни.

«Царь русского смеха, король водевиля».   

Был известен и как мастер разговорного жанра, выступал с концертными номерами на эстраде.

«Трагик поневоле» был написан Чеховым специально для него.

Последней ролью великого комика был Сганарель в «Дон Жуане» Мольера, поставленном Мейерхольдом в 1910году.