Классицизм в России зародился во 2-й четверти 18 в. под идеологическим влиянием эпохи Петра (с ее пафосом безусловного подчинения личности сознательно понятым общенациональным интересам) в творчестве первых русских просветителей - зачинателей новой русской литературы (А. Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова). Уже к концу века, однако, классицизм размывается романтизмом, сентиментализмом, появляются зачатки реализма.

18 век в России - век просвещенной монархии. Укрепляется царская власть и развивается и крепнет просвещение верхнего эшелона дворянства.  При этом 18 век – век подражательный (бОльшая часть идей приходит к нам из Франции -  Екатерина II переписывалась с Дидро и Вольтером, перенимая часть европейских веяний).

      В Европе классицизм сменяется Просвещением, опираясь на крепкую базу эпохи Возрождения – в России под классицизмом понимается триединство этих эстетических направлений. Люди начинают понимать, что существует диалектика, что все движется и меняется - и классицизм предлагает такую форму, которая способна выразить эту диалектику. Восстанавливается интерес к античности (в т.ч. благодаря Корнелю, Расину, Мольеру).

 

       Приезжие из-за границы актеры и русские любители-охочие комедианты, подражая французским образцам, существуют в системе лицедейства. Это не актеры, создающие образ, а именно лицедеи – те, кто действует на сцене от своего лица. Качества их - высокий рост, хорошее лицо, прекрасная пластика и замечательный голос. Следуя классицистскому канону, они существуют на сцене, в системе утвержденного движения, а также выходят на авансцену гусиным шагом, не имея право встать спиной к залу;  эмоции они выражают движением рук и лицом.

Классицизм обусловил обращение к разработке этической сущности человека. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора (отношения к изображаемому).

      Опыт западноевропейского классицизма был подвергнут существенной переработке. В русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, В. П. Петров, Г. Р. Державин). В тематике трагедий преобладают национально-исторические сюжеты (Сумароков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев), а в их стиле - лиризм и "рупорность" основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора.

Классицизм бурно начал развиваться в Шляхетном корпусе в Петербурге. Сухопутный шляхетский кадетский корпус - привилегированное учебное заведение для дворян, готовящее высших офицеров и чиновников для государственной службы, и кадеты активно приобщались к европейской культуре.

 

      Первый классицист в России - Александр Петрович Сумароков (1717-1777гг.)

Перу Сумарокова принадлежали первые на русском языке образцы стихотворных трагедий, комедий, оперных либретто. Его пьесы были выдержаны в духе традиций выдающихся европейских драматургов эпохи классицизма. Они открывали зрителю мир новой театральной культуры. В стихотворном трактате "Епистола. О стихотворстве" (1747) Сумароков, следуя примеру Буало, изложил основополагающие принципы ведущих жанров классицизма - трагедии и комедии.

       Всего Сумароковым было создано девять трагедий, и на протяжении второй половины 18 века они составляли, по существу, основу национального трагедийного репертуара. Сумароков перенес на русскую почву общую схему классицистической трагедии: обязательное пятиактное строение пьес, подчеркнуто героическую трактовку характеров, патетику речей персонажей, "правдоподобие" в выражении страстей. Пьесы Сумарокова были написаны шестистопным ямбом, ставшим своеобразным эквивалентом александрийского стиха, признанного размера в трагедии французского классицизма

За несколько лет до создания профессионального театра Сумароков фактически руководил организацией постановок собственных пьес на придворной сцене. Именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года в Петербурге основан первый постоянный государственный русский публичный театр. Директором закономерно назначен Сумароков (занимает эту должность 6 лет). Таким образом, Сумароков становится своего рода «отцом российского театра» (В.Г.Белинский) и заслуживает у современников имя «северного Расина».