Алексей Михайлович (Тишайший).

Года жизни: 1629-1676. Года правления: 1645-1676.

Первый придворный театр.

 

Вторая половина XVII века. Ослабление церковных позиций.

Алексей Михайлович, богобоязненный и «тишайший», находившийся под давлением патриарха Никона и издававший «грозные» указы против скоморохов, постепенно освобождается от гнетущего влияния.

Оглядывается на европейские державы, испытывает интерес к новшествам.

 

1660г. – указ «призвать в Московское государство из немецкой земли мастеров комедию делать».

Приказ полковнику, иноземцу на чужой земле Николаю фон Стадену, приговорить в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить».

 

«Ближний боярин» Артамон Сергеевич Матвеев.

«Западник», знакомый со всем, что происходит в Европе, женатый на шотландке. Заведовал Посольским приказом, контролирован международный отдел.

Предложил Иоганна Готфрида Грегори, пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе.

 

Указ иноземцу Грегори на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь: «Пред царем должны были пройти реальные лица, которые во "гробах уже две тысячи лет заключены были".

Грегори создал сценический текст библейской легенды об Эсфири, получившей название «Артаксерксово действо» и подготовил 60 исполнителей, исполнявших и женские роли.

 

В селе Преображенском (личной вотчине государя) возвели «Комедийную хоромину» - первое театрально здание.

 

17 октября 1672 года состоялся спектакль «Артаксерксово действо» и длился 8-10 часов.

Пролог, эпилог, 7 длинных действий, между коими еще разыгрывались еще 3 веселые комические интермедии. Использовалась и инструментальная музыка, впервые вышедшая из-под запрета -  исполняли её музыканты, вывезенные фон Стаденом.

 

«Московский самодержец превратился в театрала, а пастор Грегори - в первого в России драматурга и "театрального режиссера"».

 

Затем набрали в актеры русских молодых людей около 70 чел, обучавшихся «на дворе» у Грегори. Подготовил с ними «Олофернову комедию» или «Иудифь».

Первые актеры: Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы, Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др. Известны, так как подписались под письменным обращением к царю. «Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович! Пожалуй нас холопей своих, вели государь нам свое великого государя жалованье на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам холопем твоим будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть. Царь государь смилуйся, пожалуй». Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому из своих комедиантов.

 

«Государева потеха», целиком подчинялась дворцовскому церемониалу.

 

Смерть государя – 26 января 1676 г.

Театр прекратил существовать.

Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев сослан.

 

 

Школьный театр

В царствование Алексея Михайловича – школьный театр, просуществовавший примерно 150 лет. Свои традиции, законы, сюжеты.

Родоначальник школьной драматургии – ученый-монах из Белоруссии Симеон Полоцкий (в миру Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Царь остановился в городе Полоцке, где его приветствовали «декламацией», сочиненной С.Полоцким.

Образованность и несомненный поэтический дар – приглашение в Москву. Состоял учителем царских детей.

Обучал в школе при Спасском училищном монастыре, в котором позже по проекту организуется Славяно-греко-латинская академия.

Пьеса «О Навходоносоре царе, о теле злате и трех отроцех в пещи не сожженных» на основе обряда «Пещного действа».

«Комедия притчи о блудном сыне».

 

Расцвет школьного театра в начале XVII века.

 

В Европе – в начале XVI века в духовных учебных заведениях.

Облегчить усвоение учащимися латинского языка (на котором велось преподавание и служба) и запоминание библейских сюжетов, составляющих основу всех школьных пьес.

Действенное орудие постижения учениками ораторского искусства, необходимого для духовной карьеры.

«Чтобы прервать умственную лень и пробудить дух», вводя в необходимую зубрежку элемент игры, делая его более интересным и доступным.

 

После смерти С.Полоцкого – «Эллино-греческая академия».

Петр I указал «завесть в академии учения латинские», выписали новых преподавателей.

«Славено-латинская». Риторика и пиитика (поэтика).

Воздействовать на людей словом и манерой поведения.

Основы декламации, а также навыки владения своим телом – движением, позой, жестом и мимикой.

 

Основные черты школьных пьес – абстрактность и аллегоричность.

Главные действующие лица – Время, Мир, Смерть, Благолепие, Злость, Смирение, Зависть, Истина…

Конкретный человек как носитель общих черт, признаков, качеств, достоинств/недостатков, без индивидуализации.

Обязательна пропорция и симметрия в соотношении положительных и отрицательных персонажей.

Обязательная назидательность, близость к проповеди, «для внушения добродетели и нравственности».

Планшет сцены. Расчерчен продольными и поперечными линиями, чтобы было легче ориентироваться. Наклон ко зрителям.

Центр – земля, земные персонажи.

За ним – задняя стена/завеса/-помост со ступенями – небо. Правее – еще помост со ступенями – рай. Над ним колыхались облака, при необходимости поднимающиеся/опускающиеся, иногда вместе с участниками.

Левее от центра и ближе к зрителям – ад. Шалаш, гигантская пасть чудовища, люк, дверь с надписью.

Освещение сверху. Самый освещенный – рай.

Между отдельными явлениями – импровизационные комические сценки, повторяющие мотивы только что увиденного, но с юмором и озорством.

Оживление и эмоциональный отдых от долгого нравоучения.

 

В начале XVIII века в Москве 2 школьных театра.

 

Первое представление в «Славяно-латинской академии» в ноябре - 1701г.

«Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным».

 

1706 – открыт «гошпиталь», служивший одновременно медицинским училищем, «хирургической школой».

Руководил голландец, доктор Бидлоо. Переманивал учеников академии, знавших латынь.

В гошпитале – свой школьный театр.

Злободневность.

 

Школьный театр в России просуществовал до середины 18 века, до момента расцвета деятельности любительских и полупрофессиональных трупп «охотников». 

 

Лекция Анны