Абсурд рождается из столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира

А. Камю

Абсурдизм – система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма. Она провозглашает бессмысленность человеческого бытия, абсурдность его существования.

Абсурдизм восходит к философии датского учёного Кьеркегора

Данная философская концепция была развита и обоснована в работе Альбера Камю «Миф о Сизифе»

Наиболее ценным элементом бытия признаётся личность, т.к. она представляет собой набор уникальных идеалов и может быть охарактеризована как целая вселенная сама по себе

Выдающийся представитель абсурдизма в литературе – Франц Кафка

 

Театр абсурда

Это направление возникло в европейском театре в середине XX века

Мир представлен в нём как лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб

Термин впервые был использован театральным критиком Мартином Эсслином в 1962 г. в одноимённой книге

Считается, что абсурд берёт свои истоки в таком течении как дадаизм, в авангардистском искусстве вообще, а также в философии А. Камю.

Кроме того, вдохновителями данного движения считаются Альфред Жарри, Луиджи Пиранделло, Станислав Виткевич, Гийом Аполлинер, сюрреалисты

Движение театра абсурда зародилось в Париже, в маленьких театрах Латинского квартала, но впоследствии широко распространилось

Театр абсурда отрицает реалистические персонажи, ситуации и театральные приёмы

Абсурдистской драматургии свойственно распадение даже простых причинно-следственных связей, бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги, драматическая непоследовательность действий

Важнейшим представителем данного течения в драматургии был Эжен Ионеско (1909-1994)

Французский драматург румынского происхождения

В произведениях Ионеско слова освобождаются от привычных значений и ассоциаций

Сам Ионеско настаивал, что его пьесы выражают предельно трагическое мировоззрение

Ионеско видел единственный адекватный путь для дальнейшего развития театра в гипертрофированном применении средств примитивного гротеска

Пьесы:

«Лысая певица» (1950)

«Урок» (1951)

«Новый жилец» (1955)

«Носорог» (1960)

«Король умирает» (1962)

«Жажда и голод» (1965)

«Путешествие среди мёртвых» (1980) и др.

Другие представители этого направления в драматургии – Сэмюэл Беккет, Жан Жене, Артюр Адамов