Жан Жене (1910-1986).

Работы на стыке экзистенциализма и абсурда: у экзистенциалистов в абсурдном «вывихнутом» мире человек способен совершать выбор и нести за него ответственность; в абсурде нет человека как субъекта, следовательно, у него нет выбора и не может возникнуть ответственности. Нет личности, но есть персонажи, маски, образы, знаки и символы.

Однако, герои Жене способны рефлексировать, играть, оценивать, анализировать и сознавать – это черты экзистенциализма.

 

Главные герои пьес – представители «социального дна», маргиналы (воры, убийцы, сутенеры и проч.)

Эпатаж – главная черта творчества; маска изгоя.

Социальная роль – вне порядочного общества и вне морали.

 

- Смысл человеческого существования в преодолении человеческой природы посредством игры.

- Чем ниже человек падает, тем острее испытывает чувство свободы.

- Герои, стоящие на нижних ступенях социальной лестницы, преодолевают свое положение не карабкаясь наверх, а опускаясь на дно и совершая поступок, внутренне их преображающий.

- Человек может состояться только тогда, когда сам совершает действие, а не покорно исполняет то, что решено за него.

- Герои могут реализовать себя только в злодеянии; экзистенциальный выбор совершается при условии нарушения социальных табу.

- Самореализация человека возможна через игру.

 

Теория «Театра на кладбище»:

- Продолжение и развитие теории «Крюотического театра» Антонена Арто.

- Возможность реализации тайных желаний человека в ритуале, ритуальном действии, символическом жесте.

- Человек может достигнуть самопознания через ритуальный обряд, так как ритал – отражение мифа, из которого происходит театр.

- Ритуализация театрального представления («Единственное место, где ритуал совершается естественно, где он не опровергается и даже приветствуется, - это кладбище»)

- Атмосфера таинственности, близость к чему-то необычному и непонятному.

 

Пьеса «Служанки»:

- Темы реальности и ирреальности, любви и ненависти, смерти и ритуала, преступления и святости («Самоубийство» Клер придает Соланж «ореол мученичества», которого сама она бы никогда не достигла – она будет обвинена в убийстве, которого не совершала».

- Бесконечные уровни аллюзий, «кажимость» мира.

- Каждый персонаж исполняет роль персонажа, исполняющего роль.

- Подчеркнутая театральность: красивые и вычурные костюмы, актеры-марионетки, яркий грим, «кукольные» жесты.

 

Самуэль Беккет (1906-1989).

Задуматься о смысле существования в мире, в котором, кажется, нет настоящего мира или порядка.

- Обычно нет четкой сюжетной линии;

- В центре внимания – непостижимость мира или попытка рационализировать всеобщий хаос;

- Язык как препятствие общению, дополнительная причина (само)изоляции героев.

- Абсолютное одиночество персонажей.

- Приходится жить в неустойчивом мире, лишенном истин.

- Максимум, на что способен человек в постоянно и беспричинно меняющемся мире, это наиболее безболезненно приспосабливаться к ситуации (отсутствие цели, покорность, чувствительность – все это дает меньшую уязвимость для жестких разочарований и кризисов сознания)

- «Нет ничего более реального, чем Ничто».

- Тема «выдержки» и «проживания дня» так, чтобы хватило сил продолжать завтра.

 

Пьеса «В ожидании Годо».

Французский и английский язык.

- Пьеса признана самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века.

- Нет ответов, существование обнажено до основы.

- Псевдоинтеллектуальные игры, отрывочные знания перемешены между собой (западная цивилизация как осколки религии, философии, науки, искусства, спорта и современной промышленности)

- Разрушительная ирония (высшая форма «черного» смеха, источником которого становится глубочайшее человеческое несчастье)

- Суть жизни, лишенная ежедневной специфики.

- Образ цирка и клоунады, лацци, гэга.

- Метафора выживания; все циклично и повторяемо – отклонения не важны

- Обращение к вечным и евангельским сюжетам.

- Герои «представляют собой комментарий жизни и определение человека: остаткам человечества предложено посмотреть на себя».

- Отчаянная попытка быть замеченным, засвидетельствованным Другим («Скажи ему, что ты меня видел и что…(задумывается)…что ты меня видел»

 

Эжен Ионеско (1909-1994)

Основоположник «нового театра» («свирепого и безудержного»), театра парадокса:

- Бытие иррационально и алогично;

- В этом мире человек обречен на одиночество, страдание и смерть;

- Отказ от психологического правдоподобия, причинно-следственных связей и линейного развития событий;

- Театр должен максимально преувеличить присущую ему изначально условность, одновременно обнажая «фантастику повседневности»;

- Следование образам и ассоциациям сна;

- Нагромождение неодушевленных «вещизмов», подавляющих актеров;

- «Истина в наших мечтах, в воображении… подлинное существо только в мифе».

 

Пьеса «Лысая певица»:

- первая «антипьеса», «трагедия языка»;

- Под угрозой сама структура языка («вербальный эквилибр»);

- Речь предметна, но мышление нелогично и бессвязно;

- Масса аллюзий и ассоциаций дает свободу истолкований;

- Источником «автоматической речи», парализующей сознание людей, послужили банальные фразы из учебника английского языка;

- Приёмы нагнетания абсурда: путаница в последовательности событий; нагромождение имен и фамилий; неузнавание; рокировка хозяева-гости-хозяева;

- Отображение сознания, обусловленного штампами;

- Материал для манипуляций;

- Пружиной дейсвия становится не событие, а отсутствие его;

- Бессодержательность диалога («Персонажи не разговаривают, а имитируют в гротескном ключе механизм жаргона»)

- «Я добросовестно переписывал фразы, взятые из моего руководства. Внимательно перечитывая их, я познавал не английский язык, в изучительные истины: что в неделе семь дней, например…»

 

Пьеса «Носорог»:

- Самая знаменитая пьеса цикла ситуационного абсурда с общим героем Беранже («неправильный недотепа», единственный сохраняющий человеческий облик в атмосфере глобального «озверения», когда остальные не могут противостоять массовому психозу и «с восторгом превращаются в носорогов»).

- Ощущение растерянности и разобщенности;

- Потребность вывести обывателя из состояния покорного безразличия;

- «Политизированный театр»: исследование человека в экстремальной (пограничной) ситуации, когда абсолютное большинство подчинено и захлестнуто обстоятельствами.

- Вера в «силу слабых»

- События отражают не реальную действительность, а мир подсознания и глубинные структуры бытия, предстающего иррациональным и нелогичным;

- Ужас и бессмысленность существования преодолеваются средствами трагического гротеска.

 

 Лекция Анны