Андре Антуан «В те времена, когда пошлые и совершенно изношенные формы находятся при последнем издыхании после чрезмерно затянувшейся жизни… всегда и во всех странах…любители спасают театр, возвращаясь к его первооснова».

 

Молодые американцы 10х гг. провозгласили своими кумирами Станиславского, Крэга, Антуана, Рейнхардта… и видели себя «спасителями» своей страны.

 

Нейтралитет во время Первой мировой.

Увеличение экономического потенциала страны.

1920-е – годы процветания.

 

Драматургия и театр.

«Традиции благопристойности».

Романтические мелодрамы, сентиментально-слащавые пьесы.

Коммерческая система. Дельцы-антрепренеры. Ориентация на традиционные вкусы, запрет экспериментов.

 

Театральный синдикат.

Выгоднее показывать весь сезон один спектакль, имеющий успех, чем содержать театр.

Бродвей.

Идеи массовой культуры.

Задача – заставить поверить в то, что американцы самые богатые, счастливые и свободные люди на земле.

 

Во второй половине  1930х гг. отмечалось, что в США не осталось ни одной постоянно действующей профессиональной труппы.

Постановка, пока есть успех. Затем гастроли по городам.

Спектакль, не получавший широкой популярности, обычно снимался через неделю после первого показа, а труппа распускалась.

 

Сезон 1938/1939гг. - 33 премьеры. Из них 19 неудач. 

 

Офф-Бродвей.

Середина 1910гг. появление малых театров.

Новые драматургические пьесы, свой зрительский круг.

 

1915г.

Джордж Крэм Кук (1874-1924).

Инициатор создания театра «Провинстаун».

Основная задача – пропаганда и развитие новой американской драматургии.

«Создание сцены, где драматург, ставящий перед собой поэтические, литературные и драматургические задачи, мог бы наблюдать за постановкой своих пьес, не подчиняясь требованиям коммерческого антрепренера».

«Способствовать написанию лучших американских пьес и ставить каждую из этих пьес наилучшим образом».

Осень 1916 преобразован в Театр драматурга (Плейрайт тиэтр)

Колыбель новой драматургии.

1929г. – руководство не справилось с финансовыми проблемами.

Роспуск труппы и закрытие «первого серьезного театра США»

 

1915г. – Театр ГИЛД

Обновление и развитие театрального искусства.

Свобода от коммерции.

Разработка новых методов актерской игры и развитие постановочных приемов.

«Пьесы, принятые к постановке, должны обладать художественными достоинствами».

1916 – «Чайка» (стремление походить на МХТ). Неудача.

Принципы зрелого психологического реализма.

Вера в интуитивное искусство.

Бессознательное начало, не подчиняющееся логике и трезвому расчету.

Для достижения результата необходимо сохранять свежесть восприятия произведения.

Практически ничего не объясняя, режиссер должен требовать ощущения атмосферы и настроения происходящего.

Новая актерская школа.

 

Юджин Гладстон О’Нил (1888-1953)  

Высшее художественное достижение «Провинстауна».

Американский драматург, стоящий у истоков американский драматургии.

Сын актера Джеймса О’Нила. (театр превратил отца в раба и навсегда лишил надежды достичь взаимопонимания в семье). С детства был знаком с атмосферой и порядками.

Негативное отношение к коммерческому театру.

Стремился, чтобы национальный американский театр помогал человеку, ослабшему духом в нелегком пути, потерявшему надежду, чтобы зритель шел в театр, как в храм, где религия поэтической интерпретации исцеляет»

Реалистическая картина жизни, но слабый интерес к фактической стороне.

Психологические особенности. Философская сущность.

Отказывается от интриги, разрушает иерархию театральных амплуа, обращает внимание на диалог и подтекст.

Причина социальной неустроенности – в дисгармонии личности с миром.

 

1936г. – Нобелевская премия за драматические произведения, насыщенные жизненной энергией, напряженностью чувств и оригинальной концепцией.

 

Затрагивал остросоциальные проблемы современного мира + раскрывал характеры героев.

Динамизм, стремительное развитие действия, нахождение зрителей в напряжении.

Изучение характера, исследование как сознательных, так и бессознательных устремлений личности, наблюдение над разрушительным воздействием на человека норм общественной морали.

Контраст цивилизации и природного начала.

 

«Любовь под вязами».

По форме напоминает классическую трагедию.

Только данная форма может дать «глубокое духовное восприятие вещей», освободить от «мелочей жадности повседневного существования».

Собственнические устремления молодых людей сменяются прекрасным чувством любви. Соперничество превратило любовь в трагедию.

 

Теннеси Уильямс (1911-1983).

Жестокая тирания отца, которого ненавидел, и ласковая тирания матери.

«В 14летнем возрасте я открыл для себя литературное творчество как способ уйти от мира реальности, в котором чувствовал себя не слишком уютно»

 

 Психологический метод.

Интерес к глубинным порывам человеческой души, противоречивые чувства и переживания.

Не ограничивается передачей духовной драмы персонажа. Показ обстоятельств, их влияния на судьбу.

Общество – сила, направленная против человека. В конце концов, приводящая к гибели.

Судьба определяется социальными (внешними) и психологическими (внутренними) причинами.

 

Предисловие к пьесе «Стеклянный зверинец» (1945).

«Поэтический реализм»

«Сейчас, пожалуй, все уже знают, что фотографическое сходство не играет важной роли в искусстве, что правда, жизнь, словом, реальность, представляет собой единое целое, и поэтическое воображение может показать эту реальность или уловить её существенные черты не иначе, как трансформируя внешний облик вещей».

Социальные мотивы проступают сквозь (через) основные переживания персонажей.

Определились ключевые темы драматургии Уильямса: одиночество людей, их взаимонепонимание, стремление укрыться от жестокости жизни в выдуманном мире, безнадежная хрупкость красоты.

 

1947. «Трамвай ЖЕЛАНИЕ».

Не элегия, а трагедия.

Тема греха и искупления.

 «Ведь с такими чудесами, как искусство, музыка, поэзия… пришел же в мир какой-то новый свет. Ведь зародились же в ком-то более высокие чувства! И наш долг – растить их. Не поступаться ими, нести их как знамя».

Пластический театр.

«Все мы храним в нашем сознании и подсознании огромное количество образов, и я думаю, что все человеческое общение основано на образах…Символ в пьесе имеет только одну цель – высказать все более прямо, просто и красиво, чем это можно сделать в словах».

Пластические образы-символы придают спектаклю определенную эмоциональную тональность.

Натуралистическая откровенность.

 

«На пьесах Уильямса американцы постигали искусство создавать логичные, хотя и психологически сложные и на первый взгляд противоречивые образы».

«Его диалог поет, его персонажи, всегда переполненные до краев эмоциями, заставляют нас войти в их жизнь и разделить их судьбу; в его пьесах переходы от горечи к юмору или к абсолютному ужасу совершаются так тонко, что за один вечер публика обогащается опытом целой жизни»

 

Театр У. основан на интуитивном проникновении в иррациональное.

Пьесы претендуют на правдоподобие, но идут дальше, вглубь реальности.

 

Артур Миллер (915-2005)

Общественно-политическое воззрение сформировалось в атмосфере «красного десятилетия», отмеченного подъемом рабочего и антифашистского движения.

Был близок к левым, стоял на радикальных позициях, что определило интерес к социальным проблемам.

Тема человека и враждебного ему общества.

«Все мои сыновья» - о войне и ответственности за неё человека перед человеком и всем миром.

В судьбе конкретной личности многое зависит от его воли и поступков, а что-то только от обстоятельств.

Традиции социальной драмы.

Борьба человека с жестокими законами общества.

Учителя: Ибсен, Чехов, Брехт.

 

«Смерть коммивояжера» 1949.

Герой должен был погибнуть: «Как он дойдет до этого, я не знал, да и не старался узнать. Я был уверен, что если смогу заставить его вспомнить достаточно, он убьет себя, и композиция пьесы определялась тем, что нужно для того, чтобы вызвать его воспоминания».

Новаторство – действие разворачивается параллельно в двух разных по времени планах. Переход от прошлого к настоящему и наоборот почти мгновенный. Граница перехода – музыка, световые эффекты, связующие реплики. Прошлое и настоящее, реальность и воспоминания. «Внешний сюжет» около 24 часов.

 «Бомба замедленного действия, заложенная под здание американизма».

Способность к состраданию, новизна манеры, психологическая проницательность, чувство юмора.

Уязвимость «американской мечты».

 

Эдвард Френклин Олби (1928-)

Характеристика в дипломе – «особая чувствительность в восприятии прекрасного».

Колледж. Любительская театральная группа.

 

Ощущение бессмысленности существования в разорванном статическом мире.

Попытка изобразить мир, утративший внутреннюю целостность.

«Необычное, невероятное, неожиданное» - принципы работы драматурга.

 «Верно передать отчаяние современного человека, навечно загнанного в одиночную камеру своей шкуры».

 

Духовный протест, созревший в обществе после долгих лет соглашательства и замалчивания важнейших проблем современности.

Эклектизм.

Особенности каждой пьесы зависят от её содержания.

Черты абсурда, социально-психологической драмы.

 

Вступительное слово к пьесе «Американский идеал»

Театральное искусство подобно своеобразному зеркалу отражает состояние общества.

«Я анализирую американскую действительность, обрушиваясь на подмену в нашем обществе подлинных ценностей искусственными, обличая жестокость, опустошенность и выхолащивание всего человеческого».

 

2 задачи должны стоять перед драматургом:

-попытаться изучить и изобразить состояние человека

- познать природу искусства и творчества

 

1962 «Кто боится Вирджинию Вульф» / «Не боюсь Вирджинию Вульф»

Навеяна драмой А. Стриндберга «Пляска смерти».

«Пляска смерти на могиле западной культуры». Тема «войны в гостиной».

Одна ночь в доме профессора провинциального университета.

Начав с обычной ссоры, супружеская пара переходит к откровениям, делает неожиданные открытия, обнажает свои пороки и иллюзии. Вопросы человеческих отношений, распада личности под влиянием общественных условностей.

Война и мир

«Игры и забавы», «Вальпургиева ночь» (с «охотой на хозяина» и «охотой на гостей») и «Изгнание духов», включая «игру о сыне» и наказание Марты.

Проблемы семейного долга, человеческого эгоизма.

«Двое мужчин и две женщины беседуют, пьют, мечтают и убивают свои мечты».

 

Лекция Анны