Эксплуатация ритуальных игровых моделей.

 

Актерский театр - веками формировался преимущественно вокруг актера.

Главная цель в игре, в обретении умения быть актером.

Многовековая система обучения – передача мастерства от учителя к ученику.

 

 

КИТАЙСКИЙ ТЕАТР

 

Сложился к началу XII века

Артисты, умевшие петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей.

Чан-ю – певец, поющий актер

Пай-ю – комик, шут, лицедей

 

На открытом воздухе. Большие праздники.

Разнообразные сборные номера

Принцип цирка: акробатика, фехтование, хождение по канату, состязание в силе.

 

Театрализованные танцевальные представления нf исторические сюжеты.

Танец с мечами

+ пьески-диалоги комического характера

 

Странствующие семейные труппы

Ведущее место – женщины, которые исполняли и мужские роли.

 

ИЯНЬСКИЙ театр

Обращение к народной тематике.

Короткие пьесы из жизни ремесленников и кустарей.

Сюжеты популярных романов

Хроники

Спектакли-циклы (принцип сериала) – обрыв на острой ситуации, чтобы обеспечить присутствие зрителей и денежный сбор на следующий день.

 

КУНЬШАНЬСКИЙ театр

Аристократический/Придворный

 «Театр на ковре»

 

 

Язык жестов: отрицающие руки, скрывающие, хватающие, плачущие, отдыхающие.

Пластика. Отточенность поз.

Движения определяются не столько обстоятельствами, сколько обнажают характер и общественное положение.

Гражданский положительный герой при ходьбы выбрасывает негнущиеся ноги в стороны и поглаживает бороду.

Военный положительный герой ходит «тигровыми шагами» - как бы скользит и застывает на месте.

Обольстительная красавица переступает, плотно сжав колени.

 

Символика.

Бедные – платок, император-шапка.

Император – желтый халат с драконом. Величие.

Чиновник с дурным характером – голубое одеяние

Военачальники – доспехи. Тигр и леопард. Храбрость и мужество.

Простые люди. Орхидеи и хризантемы. Благовоспитанность

 

Грим.

Цвет лица.

Красный- прямодушие, стойкость, преданность

Черный – прямота, серьезность, несговорчивость, сила, грубость

Белый – злодейство

Синий – твердость и храбрость

Желтый – жестокость и коварство

Зеленый – демонические персонажи. Упрямые, импульсивные, лишенные самообладания

 

Белое пятно на носу – скрытный, но недалекий. Остроумный и шутливый мальчик-слуга

На виске монета – продажность.

Золотой, серебряный – религиозные и мифические персонажи.

 

ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА.

Цзинцзюй.

Синтетическое исполнительское искусство.

Движения, акробатика, жесты и мимика.

Отточенные приемы вокала, танца и воинского искусства.

Горловое пение.

Оркестровая музыка – акцент на ударные – гонги и барабаны, трещотки из бамбука.

Лютни и скрипки.

Труба-сона и китайская флейта.

 

 

 

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР

 

Театр НО (НОГАКУ)

Синто-буддийский средневековый мистериальный театр масок

 

Легкая бутафория

Изготавляется самим актером для каждого представления.

Впечатление первозданности.

Белые носки.

Идеально чистая поверхность.

Чистота органически необходима актерам, это прохладная чистота отрешенного духа буддизма, космического тела будды.

 

Наиважнейший аксессуар – веер.

Издавна – национальное дополнение к культурному костюму.

Актер должен владеть искусством игры веером, что составляет один из важнейших компонентов танца и пантомимы.

Стихии, солнце, луна…

В руках веер становится то бутылочкой сакэ, то чашечкой, то оружием

 

 

Театр Кабуки

Театр позднего средневековья для ремесленников и купцов, играющий преимущественно остросюжетные историко-героические и бытовые драмы

Танцевальные сцены с включением текста.

В соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, актеры сами писали для себя текст, который часто менялся в процессе импровизации.

Возникло со служением монашенки буддийского храма О-Куни в Киото.

Танцы религиозного характера, перемежаются с комическими интермедиями.

Усложнение сюжетной линии.

 

Программа представления Кабуки состоит обычно из нескольких пьес:

- исторической (дзидаймоно)

- бытовой (сэвамоно)

- танцевальной (сёсагато)

 

Лекция Анны