Модернистское течение в искусстве, зародившееся во время Первой Мировой войны в Швейцарии

Основатель течения – поэт Тристан Тцара

Дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну, жестокость которой, по мнению приверженцев данного течения, подчеркнула бессмысленность человеческого существования. Дадисты выступали против рационализма и логики

Основа их эстетического метода – эпатаж, разрушающий привычную художественную образность

 

Основные положения дадаизма:

- Разрушение традиционного авторского образа через эпатажное обращение, пытающееся разрушить каноны общепринятой морали, читательского вкуса и т.д.

- Тотальное отрицание всего вплоть до собственных утверждений

- Стремление создать новый тип связей между событиями, предметами на основе внешних формальных подобий, аналогий, языковых игр и пр.

 

Представители:

·         В изобразительном искусстве: Ханс Арп, Георг Гросс, Отто Дикс, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа

·         В литературе: Вальтер Зернер, Филипп Супо, Тристан Тцара, Поль Элюар,  в драматургии – Хуго Балль

·         В кинематографе: Ман Рэй («Возвращение к разуму»)

 

Эстетика дадаизма оказала большое влияние на развитие сюрреализма во Франции и экспрессионизма в Германии.

Лекция Полины

 

Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно

К. Бальмонт

Одно из крупнейших течений в  европейском искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг и достигшее наибольшего расцвета на рубеже XIX-XX веков

Термин был впервые применён французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте

Основные черты направления:

- использование символов

- недосказанность, загадочность

- пессимистическое настроение

- противопоставление мира вещей и мира идей, где искусство – посредник, ключ к познанию тайны

- тяготение к мистическому

- основные идеи произведения воплощаются в многозначной ассоциативной эстетике символов

 

Представители данного течения:

·         В литературе (прежде всего, в поэзии) – Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Артюр Рембо, Поль Верлен, Райнер Мария Рильке

·         В изобразительном искусстве – Фернан Кнопф, Гюстав Моро, Джордж Фредерик Уоттс

 

Символизм в драматургии и театре

Символистская драма распадается на ряд лирически насыщенных картин

Символисты предпочитают одноактные пьесы

Драматургии данного направления свойственна туманность образов

Драма превращается в своего рода драматизированную лирику, этот эффект достигается благодаря повторяющимся репликам и ритмичности

Для символистской драматургии характерны также долгие паузы

По выражению одного из драматургов-символистов и теоретика символистской драмы М. Метерлинка пьесам этого течения присущ «прогрессирующий паралич внешнего действия»

Диалоги имеют второстепенное значение, за ними скрывается более важный смысл, который нужно угадывать

За реальными действующими лицами и их поступками зрителю (читателю) также предлагается угадывать некое скрытое мистическое значение

Сюжеты часто берутся из отдалённых эпох, например, Средневековья

Для символистской драмы типичны также образы увядания, отмирания, сна и смерти и, соответственно, пессимистические настроения

 

Основные представители символизма в драматургии:

Картинка Maurice_Maeterlinck     Морис Полидор Мари Бернан Метерлинк (1862-1949)

Бельгийский писатель, драматург и философ

Окончил юридический факультет Гентского университета

Основные темы творчества – смерть, значение человеческой

жизни, место и роль человека в обществе и в истории

В 1911 г. стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

 

Пьесы:

«Принцесса Мален» (1889)

«Слепые» (1890)

«Там внутри» (1894)

«Чудо Святого Антония» (1903)

«Синяя птица» (1908)

«Могущество мёртвых» (1826)

«Иуда Искариот» (1929)

«Жанна дАрк» (1945) и др.

 

Гуго фон Гофмансталь (1874-1929)                                                    Картинка Hoffmannstahl

Австрийский писатель, поэт и драматург

Исповедовал принцип искусства ради искусства

Входил в литературные группы «Листки искусства» и «Молодая Вена»

Сотрудничал с режиссёром Максом Рейнхардтом

По своим эстетическим взглядам являлся символистом-декадентом, сам называл себя неоромантиком

Автор сценических обработок пьес Софокла, Еврипида, Кальдерона и Мольера

 

Пьесы:

«Глупец и смерть» (1893)

«Смерть Тициана» (1901)

«Эдип и Сфинкс» (1906)

«Имярек» (1911)

«Башня» (1925) и др.

 

К символизму принадлежат также отдельные произведения Ибсена («Дикая утка» 1884, «Строитель Сольнес» 1892, «Когда мы, мёртвые, воскреснем» 1899), Гауптмана («Потонувший колокол»)