Отказ от традиций, словотворчество. Скорость. Ритм.

Принципиальная установка на новаторство. Сознательное служение прогрессу.

«Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

 

Эстетика разрушения, крушения, взрыва. Революции и войны как жизнеобразующая сила, обновление мира.

«Война-единственная гигиена мира».

«Оказаться в будущем без прошлого».

 

Задача: сделать искусство удобным для массового потребления, компактным и несложным.

 

Цирк. Театр-варьете. Интератикно-агрессивные методы работы.

Задеть зрителя за живое. Оскорбить, вызвать раздражение. «Наслаждение быть освистанным».

 

Свето- и цветопись сценического пространства.

«Актер для футуристов даже не ИКС, а НОЛЬ» (попытки заменить механизмами, светящимся газом, фантомами).

Позерство. Разрыв коммуникативных сцеплений.

Бойцы «актерских батальонов» использовались фашистами для пробуждения агрессии, подавления, уравнения масс.

 

«В эпоху формирующейся режиссуры миновать вопросы актерского творчества означало не создать театра, что и случилось с футуристами».

 

Этторе Петролини (1866-1936)

Великий эстрадный пародист-эксцентрик, мастер гротеска.

Стремился сотворить идеального циклопического дурака.

Ошеломляющий эффект в годы фашизма.

«зондирование кретинизма» в отношении «святынь» вызывало актуальные ассоциации.

 

«НЕРОН» - пародия на античную героику.

Идиотские речи с балкона напоминали другие речи с других балконов (Муссолини)

 

Театр внешних форм, театр гротеска нуждался в психологизме, внешне заостренном, обозначенном в пластике мизансцен.

 

 

Луиджи Пиранделло (1867-1936)

 «интеллектуальный», «философский», «рассудочный», «головной» театр.

Этап полемики с концепцией интуитивизма.

«Шесть персонажей в поисках автора».

 

Защита человека от хорошо организованного насилия.

«Аналитические конструкции сценического действия».

Аналитический или юмористский метод строится на театральной игре масок.

Маска – как инструмент современного театра.

Изменчивые вариации от шутовских до мистических, от метафорических до бытовых.

Дает новое обоснование театральной маски XX века. «Обнаженная маска»: ничего не скрывает, не прикрывает, не защищает.

Его персонажи пытаются скрыться, но именно маска разоблачает тайники души.

Разоблачение, однако, не доходит до выяснения полной истины.

Полной истины – не существует.

Истина вовсе не истинна, она субъективна и относительна.

Законы театральной игры: кем-то установленная истина становится заблуждением, требует нового поиска, нового соотношения «видимого» и «реальности». Поиск уводит в бесконечность, и он мучителен.

 

Сценическая игра – метод познания и критики современности.

Жизнеподобие удостоверяется игровой условностью театрального процесса (играем в жизнеподобие).

На первом месте импровизирующий актер.

 

НЕОРЕАЛИЗМ.

Выход на первый план антифашистской темы. Политической драмы.

Формирование линии кинематографа.

Программная заявка – фильм Роберто Росселини «Рим-открытый город» (1945).

Натура и документ, объективные факты жизни и политики, явленные без прикрас. Пафос честного «открытого» анализа только что пережитой военно-политической и социальной катастрофы.

 

Театр Эдуардо (де Филиппо).

Эдуардо де Филиппо (1900-1984) актер, драматург, режиссер.

Один из главных создателей итальянского театра 20 века.

Общенациональные цели и мировое значение.

Дебютировал в 4 года.

Сестра Титина де Филиппо, младший брат Пеппино Эдуардо де Филиппо (драматург и актер).

1930г. – «Комический театр де Филиппо». Просуществовал до 1944г.

Актуализации извечных традиций комедии дель арте, их органическое слияние с новой драмой и режиссурой. Продолжил и довершил реформу Пиранделло.

 

1965 – пьеса-манифест «Искусство комедии», воплотившая художественное кредо.

 

 

«Холодный театр» Л.Висконти.

 

В режиссерском почерке – переплетение жесткого натурализма (вплоть до жестокости), изысканного психологизма и рафинированного 

изысканного психологизма и рафинированного эстетизма. («Смерть в Венеции»).

 

Даже безмерные страсти действующих лиц четко анализировались, импровизация отсутствовала и каждое сценическое положение отрабатывалось до «балетной» пластической завершенности. Ориентированность на зарубежную драматургию, интеллектуальную драму «новой волны». У Висконти практически не было «домашних сцен», «домашних проблем».

 

 Джорджо Стрелер (1921-1997)

 Участник демократического театрального движения.

Образцы: эпический театр (изучение под руководством Брехта), Авиньонские фестивали, французский Национальный Народный театр (Жан Виллар).

 Общая задача стабилизации театральной практики Италии.

 

1946г. – приходит в только что созданный Миланский Малый Театр (Пикколо театро ди Милано).

 

Паоло Грасси (1919-1981) – директор, режиссер и критик. 25 лет руководил театром. С 1972 – генеральный директор миланского «Ла Скала», с 1976г. – президент итальянского радио и телевидения.

 

Театр «Пикколо» включал в свой репертуар самые разные произведения, начиная от итальянской мировой классики и заканчивая современной драматургией.

 

1947г. – «На дне» Горького.

Большие просветительские цели. (1946-1969, 1972-1980)

1969 – молодежный коллектив «Театр и Действие». Агрессивность, футуризм.

Возврат в Пикколо.

 

Репертуар Гольдони. Открыт как великий драматург.

Спектакль, прославивший театр – «Арлекин – слуга двух хозяев».

 

Лекция Анны