ЛЕОПОЛЬД ЙЕССНЕР (1878-1945)

 «Лестницы Йесснера»

Теоретические продуманная и завершенная форма. Активная и конкретная роль архитектурной мизансцены, вычерчивание четких векторов движения.

Образ социальной лестницы, скульптурные композиции («эффект живой скульптуры»).

Пространство и время распадаются на отдельные эпизоды, воплощение идей мирового хаоса.

 

«Ричад III» (1920)

Красный ковер, покрывающий лестницу к трону, играл в черно-белой сценической среде роль символической дороги к власти, по которой герой стремительно взбирался вверх, чтобы затем на ней же пережить собственное падение.

Пространство и время распадаются на отдельные эпизоды - воплощение идеи мирового хаоса.

Пустое сценическое пространство членится расположенными на разных уровнях плоскостями и помостами.

Перспективы сознательно искажаются, представляя проекцию субъективных, неуравновешенных, кошмарных видений героя.

 

Актер Фриц Кортнер (1892-1970)

Роль Ричарда III

Эмоциональная выразительность (фиксированные жесты актеров сдерживали страстные внутренние порывы), стремительный ритм спектаклей.

Добился яркости в пластике и интонациях.

Ричард – ярчайший образ, обладающий преувеличенными, нечеловеческими чувствами, выражающий трагизм и гротеск с помощью лица-маски.

Стремительно меняющиеся мимика и интонации – динамизм.

 

Роль Отелло.

Игра черного и белого.

Белые декорации на черном фоне, черный грим Кортнера, подсвеченный белыми лучами.

«Одного жеста, одного взгляда в этой атмосфере было достаточно, чтобы резко переменить настроение и ритм сцены».

Личность, противостоящая злу и обретающая индивидуальность через трагическую внутреннюю борьбу.

 

ЭРВИН ПИСКАТОР (1893-1966)

Начиная с 20-х политизация гражданского сознания и политизация театра.

Отстаивал идеи социальной справедливости и был сторонником ненадолго вспыхнувшей в 1918г. (сразу после поражения в первой мировой войне) революции.

 

1919 - Создал группу «Трибунал»

Публичные выступления.

Театрализация для усиления пропаганды идей социал-демократической партии.

Деятельность была запрещена властями.

 

1923-1924 - Берлин.

Организует Пролетарский театр.

(рабочие клубы).

Создает особую форму театрального зрелища. «Спектакль-обозрение».

 

1920г. – постановка «День России».

Драматургическая основа – лоскутное одеяло.

Разнородные и в стилевом, и в жанровом отношении кусков.

Сатирические скетчи, пластические зарисовки, политические куплеты, чтение документов, демонстрация документальной хроники, плакаты, лозунги.

Специальный персонаж – комментатор.

Структура концерта.

На фоне географической карты.

Рассказать зрителям о том, как восприняли победу российской революции 1917г представители различных социальных кругов.

Не нужна локальная житейская история, развивающаяся в линейной логике.

Монтировал различные куски действительности, совмещая их в пространстве сцены.

 

Внимание к политическому моменту, быстро утрачивали актуальность.

 

ГУСТАВ ГРЮНДГЕНС (1899-1963)

«В нём непостижимым образом соединялись благородство и порочность, воля  к преступлению и естественность»

Одна из самых заметных ролей – фильм «М» Ф.Ланга (1931г.) – благородный, аристократичный величественный преступник.

 

Театральные роли:

- Мефистофель.

Создал роль современного Мефистофеля, действующего и определяющего судьбу Фауста и всего мира. После подписания договора Мефистофель-Грюндгенс вертел Фауста – Краусса в руках, как тряпочную куклу, безвольную и бессильную.

Отразил культ сильной личности 30х годов.

Изначально нес в себе цельное, жизнеутверждающее начало.

Время связало это с идеями «третьего рейха».

 

– Гамлет

«Сверхчеловек», охваченный идеей порядка и справедливости, желанием восстановить разрушенный мир.

Противостояние одинокой личности миру «клавдиев».

Личная ситуация Грюндгенса, оставшегося в одиночестве со своим талантом после изгнания одних художников и уничтожения других.

 

После падения фашистов обвинен в пособничестве их режиму и арестован, но вскоре отпущен.

 

1947г. - Дюссельдорф. Ставит «Мух» Сартра, играет Ореста.

 

Гарри Буквитц (1904-)

Применение эффекта отчуждения.

Генеральный интендант (директор + худрук) Франкфуртского городского театра.

 

«Добрый человек из Сезуана» (1952)

«Мамаша Кураж и её дети» (1959)

Интерпретировал классическую драматургию по принципам эпического театра, осовременивал пьесы, проводил четкие аналогии.

 

«Гамлет» (1965).

Место действия – фашистская Германия.

Все персонажи одеты в черную форму, безлики, похожи на бездушных кукол.

Гамлет – узник концлагеря.

 

Петер Палитч (1918-2004)

Работал в «Берлинер Ансамбль» вместе с Б.Брехтом.

Герои, зависящие от обстоятельств, но не покоряющиеся им.

Попытка противостоять и бороться.

 

«Черный лебедь» (1964).

Мотивы Шекспировского Гамлета. Пьеса Мартина Вальзера - теоретика театрального искусства.

Юноша узнает, что его отец военный преступник, участвовавший в медицинских опытах над людьми.

Не может поверить, устраивает любительский спектакль – «мышеловку».

Старается жить своими проблемами, но чувствует себя ответственным.

Самоубийство.

 

«Дознание» Петера Вайса (1966)

Совершенно пустая сцена.

Актеры сидели на стульях и читали вслух документы судебного процесса над фашистами.

Жанр документальной драмы.

Осмысление, а не переживание.

Найти истоки фашизма, понять философию ненависти и человеконенавистничества, осмыслить прошлое и не допустить его повторения.

 

«Война Алой и Белой Розы» (1967)

Исторические хроники Шекспира «Генрих 4», «Генрих 5»…

Обыденность зла, превращение обывателя в ту знаковую фигуру, которая определяет ход истории.

 

В конце 1960х худрук Франкфуртского драматического театра.

Постановки Ибсена, Гауптмана.

Интерес к отдельной личности.

Режиссер и актер должны проявлять активную общественную позицию и всегда пытаться осмыслить роль в историческом и социальном контексте.

 

«Гамлет» (1977)

Критическое отношение к Гамлету-революционеру.

Мстительный, самолюбивый принц направляет свою энергию на разрушение. Ему противостоит деловитый целеустремленный Клавдий»

 

1976 «Чайка» в духе Брехта. Не оправдано. Чеховские произведения (психологизм) требуют более глубокого осмысления.

 

1979 «Отелло»

Против человеческой пассивности и слабости.

Деятельный и яркий персонаж злодей Яго, противопоставленный Отелло, неспособному на глубокие чувства и сильные поступки.

В финальной сцене Яго попросту вталкивает колеблющегося Отелло в спальню Дездемоны.

 

Петер Цадек (1926-2009)

Вышел из мощного движения студенческих театров, в самый разгар молодежных демонстраций.

Приемы экспериментального театра.

Насыщение действия цитатами из современного искусства и политической жизни.

Трактовка образов современна и агрессивна.

 

«Гамлет» (1978).

Язык молодежной культуры.

Фабричный цех. Цирковая арена.

Импровизация, закрепленная долгими репетициями.

Эстетика балагана.

Актеры, собравшись вместе, обсудили печальную историю Гамлета, и решили сразу её показать.

Облик менялся. Смена костюмов. Современных-театральных.

Гамлет – меховая мантия, пиджак со звездой на груди, грим клоуна…

Призрак – женщина с горилоообразной походкой.

Постановка трагических вопросов + пародия на современность.

Адресовано, в первую очередь, молодежной аудитории.

 

Клаус Пейман (1937-)

Трагедия современной действительности.

1976 «Фауст».

Фауст человек слабый и пассивный, готовый подчиниться чужой воле.

Современный интеллигент.

Должен отвечать за себя и быть способным противостоять чужому влиянию.

Сценическое пространство – пространство Вселенной, всей мировой истории.

Показать нечто вневременное, непреходящее.

 

Петер Штайн (1937-)

Штайн всегда проявлял последовательный интерес к русскому театру. В своем творчестве он продолжает и развивает традиции режиссуры К.Станиславского. Ему свойственна подробная, скрупулезно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры.

В 1970-е годы, во время бурных и эксцентричных авангардистских театральных экспериментов, этот стиль прозвучал неожиданно свежо, и принес «Шаубюне» мировую известность. Здесь театральная стилистика вышла на новый виток спирали развития, возвращаясь к классическим методам постановок на новом, современном уровне.

 «Русская» направленность отчетливо прослеживалась в репертуаре театра Шаубюне. Штайн поставил «Дачников» М.Горького (1975), «Оптимистическую трагедию» Вс.Вишневского (1972), «Три сестры» (1985) и «Вишневый сад» (1992) А.П.Чехова.  

 В 1991 году Штайн поставил в Москве «Вишнёвый сад» А. Чехова.

1994г. в Москве (Театр Российской Армии) состоялась премьера «Орестеи» Эсхила.  Спектакль шёл 8 часов. В постановке были заняты  Екатерина Васильева, Татьяна Васильева, Людмила Чурсина, Евгений Мировонов, Татьяна Догилева, Игорь Костолевский и др.

 1998г. – постановка «Гамлета»: Евгений Миронов – Гамлет, Ирина Купченко-Гертруда.