РЕЖИССЕРСКИЙ ТЕАТР.

 

ЛЕОН ШИЛЛЕР (1887-1954)

Монументальный поэтический театр, концепция «огромного театра».

Пример постановки: «Дзяды» Мицкевича.

Старинный языческий обряд поминания усопших, в который включается публика.

Отказ от деления на сцену и зрительный зал. Действие происходит во всех помещениях театра (гардероб – на ступенях сидят нищие и просят подаяния; 2ой этаж – церковь- катафалк-толпа мужиков и баб, голосящих под скрипку местного музыканта). Пение – лейтмотив спектакля; шорохи, шумы, интенсивно меняющееся освещение, колокольный набат.

 

АНЖЕЙ ВАЙДА (р. 1926)

Идеи массового театра, обращенного к широким кругам зрителей.

Жесткая структура действия, единый ритм.

Представление всего многообразия мира через восприятие конкретного человека (режиссера).

 

 

ТЕАТР АКТЕРА И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ЮЛИУШ ОСТЕРВА (1885-1947).

1919г. – художественный театр РЕДУТА в Варшаве, по образцу МХТ.

Реалистический психологический театр.

Стремление к абсолютной правде переживаний. Работа с актером.

 

СТАНИСЛАВ ИГНАЦИЙ ВИТКЕВИЧ (1885-1939)

Эстетическая теория Чистой Формы.

Чистая Форма – произведение искусства без содержания, потому как содержание не является главным предметом воплощения.

Театр текста, в котором материал лишен логики и свободен от житейского содержания.

Основа трагедии – в бесконечности житейских событий и невозможности противостоять абсурду быта.

Драма – повод для представления.

Спектакль – акт творения логики и интуиции.

1925г. – Формический театр.

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР.

 

ТАДЕУШ КАНТОР (1915-1990)

 

1955г. – театр «Крико-2» в Кракове.

Включение зрителя в театр.

Средства выражения – агрессивные, оскорбительные, провоцирующие.

Броский грим, цирковые формы, эпатирование публики.

 

«Предметы, актеры, текст, публика, режиссер – все есть на сцене и одновременно все это утрачивает свое реальное значение. Люди брились, купались, ели, переставляли чемоданы. Их действия были обыденны, бесмысленны и бесконечны».

 

Предмет приравнивается к человеческому телу. Биообъект.

«Человек с доской на спине – на границе безумия демонстрирует наивысший случай абсурдной анатомии, полностью внутренне погруженный в предметную часть своего тела, как мученик, распятый на самом себе».

Расширение психических процессов.

Два сознания, две системы реагирования, два противоположных дирижирования одним телом.

 

ЮЗЕФ ШАЙНА (1922-2008)

 

Актеры-манекены и мертвые объекты.

Идеи конца света, апокалипсиса, хаоса окружающего мира.

Визуальное повествование.

Освенцим. Образы насилия.

Театр Информель = театр бесформенности.

«Архипелаг психических состояний людей как форма существования, установленная новым порядком фашистского режима».

 

1971г. – театр «Студио».

Спектакли без драматургической основы, по своим сценариям. «Художественные полотна».

«Важны яркие картины, способные сильно воздействовать на сознание зрителя, шокировать, вызывать ужас перед смертью и насилием».

 

Сюрреалистические галлюцинации.

Экспрессивные пространственные ситуации.

 

 

ЕЖИ ГРОТОВСКИЙ (1933-1999)

 

1959г. – театр «13 рядов»

Новая техника актерского искусства.

Программная статья «на пути к бедному театру» (1965) – основные принципы.

 

«Сутью театрального искусства мы считаем духовную и сценическую технику актера».

«Бедный театр воплощает судьбу обнаженного человеческого тела и человеческой души на сцене в отсутствии декорации и бутафории, костюмов, звукового и светового оформления».

«В основе сценического языка лежат образы-символы, которые читаются однозначно»

«Актер не играет определенного человека, он становится воплощением одного качества – человеческого страдания».

«Актер должен быть оголенным. Необходимо развить актерскую технику, которая позволит актеру обнажать внутренние процессы, происходящие в нём, во время воплощения образа».

 

Утопия.

Актер узнает себя, отрывает свои физические, а главное психологические возможности и пытается измениться.

«С помощью театрального искусства можно изменить весь мир. Нужно только дать возможность каждому человеку побыть актером, увидеть себя самого».

 

Паратеатральные опыты.

Международные театральные группы – ритуальное искусство.

Хеппенинги.