Морис Метерлинк (1862-1949)

Бельгийский (писал на французском языке) поэт, драматург, автор философских трактатов и работ по эстетике.

 

- влияние идей декаданса («Мы – поэты заката, упадка, гибели);

- индивидуалистический подход к человеку, субъективизм;

- недоверие массам, ориентация на уникальность и избранность человеческой личности;

- отсутствие интереса к политическим и социальным проблемам (человек вне общественных связей);

- влияние религиозных идей (учился  в иезуитском колледже и католическом университете) – замещение Бога безликим и фатальным Неизвестным, всесильным и враждебным человеку;

- истинная жизнь создаётся в молчании («Слова бессильны даже указать на сущность);

- трагическое положение человека, оставшегося один-на-один с бездной;

- настроение пустоты и страха («мистический пессимизм»);

- раскол самоощущения на реальный и идеальный, видимый и внутренний миры;

- «спасение» - результат внутреннего опыта;

- интуиция – самая важная составляющая познания себя и мира;

- первичность состояния, настроения, атмосферы. Невыразимость.

- смерть как мистическая категория;

- трагические ситуации без трагических героев (отсутствие борьбы);

- воспроизведение «трагедии каждого дня» - Неизвестное в обыденной повседневности;

- символ не требует «закреплённости», допускает многообразные вариации.

 

«Маленькие драмы» - «Непрошенная», «Слепые», «Там внутри» и др. – «пьесы для марионеток»

«театр смерти», «драма ожидания», «театр молчания».

Концепция человека-марионетки: 1) Игрушка в руках рока; 2) любой актёр внесёт в ситуацию слишком много своего, личного, а Метерлинка интересует «человек вообще».

«театр шороха и шепота»

 

Пьеса «Слепые», 1890г.

 

- Человек оставлен богом;

- Человек слеп, одинок и беззащитен. Нет места надежде и радости;

- Образ всего человечества (12 слепых: мужчины и женщины; молодые и пожилые; слепорождённые и ослепшие; лишение индивидуальности и имён)

- умерший священник – церковь, знание, наука, которые больше не могут задавать систему координат, вести человека и гарантировать ему уверенность;

- «Человечество, не находящее выхода из леса жизни и поглощаемое вечностью»;

- примитивность и несамостоятельность людских ощущений и интересов: голод, холод и проч. (инстинкты, а не интеллектуальные желания; нет осмысления и рефлексии)

- ремарки – высшая степень обобщения (южные растения на северном острове; свет в ночи и др.);

- диалог глухих, короткие и умышленно простые реплики. Принцип диалога «второго ряда». (персонажи не слышат друг друга. Глухота не только физическая, но и нравственная).

- цветопись: чёрный плащ священника, серые одежды слепых, тёмная ночь, лес, море…

- слепые не знают того, что знает (видит) зритель

- звукопись: шорохи, шепот, шипящие звуки;

- истинный смысл раскрывается помимо внешнего действия.

 

«Нами руководит… прошедшее и будущее, а настоящее, составляющее нашу сущность, погружается на дно моря, как маленький остров, который без отдыха подмывают волны непримиримых океанов… наследственность, воля, судьба бурно смешиваются в нашей душе» (трактат «Сокровища смиренных», 1896г.)

 

Пьеса «Синяя птица», 1908г.

 

- сочетание традиций фольклорной романтической сказки с приёмами символистского театра;

- тон простоты и наивности (приход к простоте через сложность);

- путь познания; торжество добра, света, разума и знания.

- разнообразное использование символики;

- тождество видимого и сущего (исключение – Кошка);

- «быть смелым, чтобы видеть сокрытое».

 

«Я хотел сказать, что человечество всегда должно стремится вперёд, что в этих блужданиях оно всегда растёт, наливается новыми соками и движется дальше, вперёд». 

Лекция Анны