Роль художника в театре резко возросла.

Появляются эффектные декорации, создающие атмосферу спектакля, «схватывающие символ в попытке его разворачивания».

Поиски законов взаимодействия формы и цвета, гармонии.

Психологическое обоснование цветовых и ритмических построений.

 

- Спектакль «Мадам смерть» по пьесе Рашильд. Художник – Поль Гоген. Черный кабинет 1 и 3 действия (умирание и факт смерти); 2 действие – цветущий сад (переходное состояние)  с Мадам Смерть – женщиной в вуали, сером платье, облаке-покрывале, окутанной при появлении дымом. 

 

- Спектакль «Песнь Песней». 8 глав представлены в метаморфозах запаха (от ладана до лилии), цвета (от ярко-пурпурного до сине-фиолетового), звука (от нижней «до» к высокой «до»). «Светящиеся проекции меняли цвет в каждой сцене, ритмизируя, если так можно выразиться, более или менее значительные порывы, страсти, и при этом чередовались запахи» (Поль Фор).

Требования к актеру: максимальный отказ от эмоционального выражения чувств персонажа – «не позволять слишком раскрыть в ходе игры свою собственную личность». 

 

1893г. – открытие театра ЭВР, созданного Орельеном Мари Люнье-По (1867-1940) 

Если театр д’Ар создавался усилиями поэтов и художников для реализации их замыслов, то Эвр – театр профессионалов, разделяющих концепцию символизма. 

Репертуарная политика – привлечение молодых драматургов, «новой драмы» (Ибсен, Стриндберг, Гауптман, Уайльд); интерпретация мировой классики (Гоголь), народных эпосов (древнеиндийские драмы «Глиняная повозка» Шудраки, «Перстень Шакуя-талы» Налидасы).  

Эксперименты в области сценического освещения: изменение очертания фигур и предметов, игры свето-тени. 

Курс на синтез театральных форм (пантомима, театр марионеток, театр теней). Пластика и свет. 

«Король Убю» А.Жарри в театре Эвр. Преодоление символизма. 

«Летоисчисление нового театрального века начинается с 10 декабря 1896г., когда занавес театра Эвр открылся (или раздвинулся), король Убю, главный герой пьесы Альфреда Жарри, подошел к рампе и сказал: Дерьмо!». (Г.Козинцев «Пространство трагедии»). 

Историческая хроника тирана показана как пошлая история обывателя. «Грань между государством и кухней стирается». 

Балаганные сценические приемы, гротесковые маски (традиции фарса), импровизация (традиции дель арте), клоунада, таблички мест действия и характеристик персонажей (традиции моралитэ и школьного театра), политический памфлет. Пласты литературных и театральных цитат. Стихия театральной игры. 

Выведение на сцену антигероя. Король Убю – Фирмен Жемье (1869-1933).

 

Лекция Анны