Это красиво как случайная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе

Лотреамон

 

Направление в европейском искусстве, сформировавшееся во Франции к началу 1920-х гг.

Основателем и идеологом его считается французский писатель и поэт Андре Бретон

В 1924 году он публикует «Манифест сюрреализма» , в котором обозначает сюрреализм как «чистый психический автоматизм , имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

Дословно термин surréalisme переводится как «надреализм», «сверхреализм». Впервые он был употреблён поэтом Гийомом Аполлинером ещё в 1917 г. в его манифесте «Новый дух»

По мнению Бретона, сюрреализм должен был преодолеть противоречие между мечтой и действительностью, создав некую сверхреальность

На данного течение большое влияние оказала теория психоанализа Зигмунда Фрейда, а также личность и творчество маркиза де Сада

 

Основные черты сюрреализма:

- примат подсознания над сознанием

- творческая энергия, по мнению сюрреалистов, исходит из бессознательного, потому наиболее яркими моментами её проявления считались сны, состояния транса или гипноза, болезненного бреда и т.п.

- отрицание традиционной культуры и стремление к созданию новой

- эпатажность, стремление бросить вызов общественным устоям, морали, религии, традиционному искусству

- намеренный антиэстетизм

- алогичность, или точнее, собственная абсурдная логика

- частое обращение к эротическим мотивам

- обращение к темам рождения и смерти

- важнейшие ценности – свобода и иррациональность

 

Сюрреалисты изобрели свою особую технику творчества – автоматическое письмо (так называлась особая техника письма, при которой автор максимально ограничивал влияние собственного разума на текст, предоставляя право творить бессознательному)

Другой излюбленный ими творческий приём – коллаж, с помощью которого сочетались самые неожиданные образы

 

Представители этого направления:

  • в изобразительном искусстве:  Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст
  • в литературе: Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон
  • в кинематографе: Луис Бунюэль («Андалузский пёс», «Золотой век»), Дэвид Линч, Ян Шванкмайер

 

Сюрреализм в драматургии и театре

В театре, из всех видов искусства, сюрреализм раскрылся с наименьшей полнотой

Использовать принцип автоматического письма в драматургии было достаточно непросто

Вынесение «сверхреальности» на сцену делалось за счёт подмены объективной действительности снами, грёзами, попытками прямой проекции на сцену бессознательного

Категория сна  играет важную роль в театре этого направления

Театральный герой сюрреализма – человек, находящийся во власти грёз, ведущий бессвязные диалоги

Для сюрреалистических пьес свойственно также нагромождение множества образов, большинство из которых возникает из сна

Попытки создания сюрреалистической драматургии совершались самим Бретоном в соавторстве с Супо (пьеса «Пожалуйста»)

Но сюрреализм в театре в первую очередь связан с именем Антонена Арто, который, однако, был исключён Бретоном  из числа сюрреалистов как раз своё активное увлечение театром, а также на почве идеологических разногласий (Арто воспринял вступление большинства лидеров сюрреалистического движения в коммунистическую партию как «смерть сюрреализма»)

 

 Антонен Арто (1896-1948)

Проявил себя в различных сферах деятельности: как поэт, писатель, драматург, актёр театра и кино, киносценарист, теоретик театра и режиссёр

В возрасте 4-х лет Арто переболел менингитом, следствием чего была душевная болезнь, от которой он страдал в течение всей своей жизни. По назначению врача начал принимать опиум, в результате приобрёл зависимость, от которой не смог избавиться до самой смерти

Одна из основных идей Арто заключалась в том, что театр не имитирует жизнь, а создаёт на сцене высшую реальность

Арто принадлежит идея создания театра жестокости (крюотического театра)

В данном случае понятие жестокость имеет особое значение: осознанное подчинение необходимости, направленно на разрушение индивидуальности

Арто предлагает так же особую систему актёрского искусства, в которой актёр являет собой иероглиф, синтез звука, движения, слова, зрительного и музыкального образа

Арто был близок к сюрреалистам, но его творчество и тем более его теория театра всё же выходят за рамки данного течения

Важное значение для данного направления в театральном искусстве имел театр «Альфред Жарри»,одним из основателей которого являлся и в деятельности которого принимал активное участие Арто

Этот театр ставил спектакли по пьесам самого Арто, а также Макса Робюра, Роже Витрака, Августа Стриндберга и др.

Лекция Полины