ЖАН ВИЛАР (1912-1971)

Центральная фигура театрального процесса Франции послевоенного времени.

Учение Ш.Дюллена, продолжатель идей картеля.

- 1942, 1945гг. -  «Пляска смерти» А.Стриндберга.

- 1935г. -  «Убийство в соборе» англо-американского поэта Томаса Стернза Элиота (1888-1965). Одна из вершин поэтической трагедии XX века.

12 век. Пространство готического собора. Атмосфера внутренней несвободы, страх перед ходом истории. Хор женщин. Внутренний конфликт – четыре Искусителя – тайные желания человека.

- 1947г. -  приглашение сыграть «Убийство в соборе» в Авиньоне, на юге Франции, где в XIV веке была резиденция римских пап.

Идея летнего фестиваля у стен папского дворца, поддержанная властями города.

С 1948г. – Авиньонский фестиваль проводится каждый год.  До 1966г. только спектакли Вилара и его соратников. В настоящее время лучшие спектакли Франции и всего мира.

 

Открытие первых лет фестиваля –

Спектакль Ж.Вилара «Сид» (по П.Корнелю) с Жераром Филипом (1922-1959)

Не классицистская трагедия, а героическая драма, поэма о молодости, подвигах и любви.

Невиданная острота эмоций, энергичные контрастные приемы.

 

1951г. – Вилар назначен директором ТНП (Театр Насьональ Попюлер) – Национального Народного Театра

В огромном здании дворца Шайо в Париже.

Идея театра для народа как театра высоких мыслей и высокой нравственности, противостоящего коммерческим развлечениям и доступного массовому сознанию.

 

Практическая доступность:

- дешевые билеты и абонементы,

- возможность для жителей рабочих районов добраться после спектакля домой,

- выезды на заводы, в отдаленные пригороды.

 

В ТНП впервые

- встречи со зрителями

- издавать свою газету

- тексты пьес

- брошюры о спектаклях.

 

Становление театра абсурда на французской сцене

11 мая 1950г. – режиссер Николя Батай. Спектакль «лысая певица» (по пьесе Э.Ионеско)

Желание показать мир и жизнь в их реальной парадоксальности, дать пищу уму, побуждая его самостоятельно работать. Без подсказок.

Люди, ставшие жертвами обывательского сознания, потерявшие ориентацию во внешней среде, обезличенные до неузнавания.

 

Роже Блен (1907-1984)

Сформировал свои взгляды под влиянием А. Арто.

1937г. –  роль Папаши Убю.

1948г. – режиссерский успех - спектакль «Соната призраков» Стриндберга.

Фантасмагорическая реальность. Действие, разворачивается в нескольких планах. Человек, избавляющийся от собственной плоти.

1953г. – Роже Блен – «В ожидании Годо». (первая победа абсурдизма).

Герои не способны не только совершить поступок, но и выразить свои чувства и желания. Человек-одинок, язык бессмысленен, жизненной цели нет.

Персонажи – клоунские амплуа. Маски, имеющие узнаваемые детали. Лакки – человек-собака.

 

Постановки пьес Жана Жене.

1959 «Негры»

1967 «Балкон» Голландия. Запрещена во Франции.

1966 «Ширмы».

 

Децентрализация театров.

Авиньонский фестиваль (Виллар).

Новые театральные центры или дома культуры – финансовая помощь местных властей.

 

Роже Планшон (1931-2009)

Социально-политическая тема + влияние Брехта.

Работа со зрителем – продолжение Виллара.

Пригород Лиона, театр де ла Сите.

Отстаивание приоритета сценического материала над литературным.

Трансформировал классику: менял жанр, выявлял или домысливал подтексты, усиливал социальный смысл традиционных конфликтов.

 

Марсель Марешаль (1937-)

Интерес к нетрадиционному зрителю. Не столичному и не фестивальному.

Открытость и гротеск ярмарочного театра

Масочность балагана

Рациональность эпического театра

Атмосфера театра-праздника

Жесткая режиссура интеллектуального театра.

 

«Бал воров» Ануя, «За закрытыми дверями» Сартра, «Лысая певица» Ионеско.

 

Устремление к карнавалу, своевременное и современное обнажение проблем, текст.

Постоянный контакт с залом.

Актеры играли среди зрителей, усиливалось ощущение импровизации, бесконечного перевоплощения, смены театральных приемов.

Добивались убедительности и правдивости через стихию игры, постоянное преображение сцены.

 

Шекспировские спектакли.

«Шекспир – наш современник»

Разрушение стереотипов, наполнение смеховой культурой

 

Ариана Мнушкин (1939-)

Возглавляет театр, возникший в 1964г. – период подъема молодежных движений, ниспровержения культуры, переосмысления театра.

«Театр дю Солей» («Театр Солнца»).

Давали спектакли на окраинах Парижа, ориентируясь на нейтрального зрителя.

«Мещане» Горького.

«Сон в летнюю ночь» Шекспира.

«Клоуны» дель арте.

Яркая выразительная форма, коллективный принцип работы над пьесой и сценической формой.

 

Мировая известность в 1970г. – спектакль «1789».

Отказ от привычной организации помещения. Зритель находится среди играющих актеров.

8 площадок, соединенных помостами.

О Великой французской революции 1789-1794. + молодежные выступления 1968г.

Отображение истории, но не в голых фактах, а через взгляд современников.

Каждый персонаж воспринимается как живой человек, способный вызывать чувства, не сводится к функции. Некий миф.

События параллельно:

- Король и епископ вырывают миску с похлебкой из рук крестьянки

- суета вокруг роженицы с кипячением воды, простынями + приход дворянина

- крестьянин, потерявший работу, душил собственного сына.

Единый хор.

Постепенное импровизирование сцен, создание эпизодов и затем закрепление текст.

Актуальность и жизненность историй. Некая игра в историю.

 

1980е. Шекспир.

Литературный текст отправная точка.

«Ричард II»

«Генрих IV»

Трагедия в чистом виде невозможна. Атрибутика театра кабуки.

 

«Ифигения в Авлиде» Еврепида

«Орестея» Эсхила

На сцене – подобие античного театра.

Перед залом – помещение с а-ля раскопками.

Стоящие в рост фигуры в вместе с конями, как предстанут в спектакле.

Миф не только исторически правдив, но и жизненно реален и драматически действенен.

 

Антуан Витез (1930-1990)

Полиглот, переводчик. Обостренное понимание слова на сцене.

Интеллектуальные построения.

Интересовался советской культурой. Мейерхольдом.

В СССР в 1977 ставил «Тартюфа» в театре сатиры.

Не успел закончить работу над «Федрой» с Аллой Демидовой.

 

Прославился интерпретациями мировой классики.

Нередко – парадоксальные трактовки.

«Произведение прошлого» - это разрушенные здания, затонувшие корабли, и мы выносим на свет их по кусочкам, никогда не собирая воедино.. но создавая из кусков нечто иное…

 

1971г. «Андромаха» Расина.

Игровой анализ стиха.

5 учеников. В джинсах, без грима, с книгой в руках, поочередно переходили от роли к роли и от чтения к воплощению.

На площадке нейтральная мебель, позволяющая двигаться по вертикали.

Стул на столе – трон, стремянка и проч.

Мизансценическое выражение объема, подъема-спада, доминирования-подчинения, насилия-покорности.

Взаимоотношения актера, текста и игрового пространства.

 

Маяковский «Баня» 1967

Шварц «Дракон» 1968

Аксенов «Цапля» 1984

 

«Дракон».

Тираническая власть.

Белая геометрия сценической площадки.

Свисающие с колосников белые нити – стены, за которыми нельзя укрыться, незамеченные препятствия.

На них, как на струнах, играл Дракон. Нити управления мертвым городом.

Сам Дракон не страшен (головы – белые шарики, лопающиеся при прикосновении).

Страшен взращенный народ. Одежда из газетных вырезок, несамостоятельность.

Двигались по клеткам, как фигуры в игре, говорили, чередуя текст с вымышленным наречием, смесью обломков разных языков…

Футуризм, абсурд.

Лекция Анны