- «Комеди Франсез» (консервативное искусство, театральные традиции и канон);

- «Свободный театр» («Театр Либр») Андре Антуана (первый режиссерский театр, понятие «среды», эстетика реализма и натурализма);

- Театры бульваров (экспериментальные поиски);

- Символистские театры: «д’Ар» Поля Фора (театр слова и театр художника); «Эвр» Люнье-По (с постановкой пьесы-преодоления символизма А.Жарри «Король Убю» - Ф.Жемье);

- Театр «Тез Арт» Жака Руше (курс на синтез, эстетика модерна);

- Театр «Старая голубятня» («Вье Коломбье») Жака Копо – театральная школа.

- «Картель четырех» (наследие Жака Копо) – Шарль Дюллен, Луи Жуве, Гастон Бати, Жорж Питоев.

 

ЖАК КОПО (1873-1949).

Синтез интеллектуального и психологического театра. 

«Театр Копо стремился постигнуть не самую жизнь, а те философские и нравственные основы, на которых она существует. Осмыслить человека в его сложном отношении к самому себе и к быстро меняющемуся миру».

Мечта о возрождении Средневековья, его чистых и возвышенных нравах.

Позиция художника-новатора и человека, ставящего перед театром новые художественные задачи.

Желание обнаружить внутренние причины человеческих поступков.

«Братья Карамазовы».

«Главное – раскрыть мысль писателя, не искажая её. Мы составили пятиактную композицию, способную вобрать в себя основные эпизоды романа, и попытались раскрыть психологию персонажей Достоевского. Не заботясь о том, чтобы объяснить, мы искали способ обнаружить, сделать доступным зрителю побудительные причины движения конфликта».

КАРТЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ.

Декларация 1927г.

2 цели:

- создать единую материальную базу для своих театров (единую администрацию, афишу, рекламу, реквизит и проч.);

- утвердить отношения взаимопомощи.

 

ШАРЛЬ ДЮЛЛЕН (1885-1949гг.)

Школа «нового театра» у Антуана: этюдные методы работы, импровизация, постепенный приход актера к нужному психологическому состоянию, освоение психологии героев.

Опыт «жестокого театра» Антонена Арто.

Интерес к диалектике характеров, внутреннему драматизму, психологической неоднозначности, культуре слова и жеста.

Эстетика народного площадного искусства – французского уличного фарса и итальянских комедий масок.

1922-1940г. – театр «Ателье». 

Направления работы:

1. Театр свободной импровизации и праздничной поэзии

«Хотите ли вы играть со мной?» - вечная драма любви и ревности Коломбины, Пьеро и Арлекина.

2. Подчеркнуто интеллектуальный характер постановок. Острая современность, социальный пафос.

«Ричард III» Шекспира, «Мухи» Сартра.

 

Ученик Шарля Дюллена – Андре Барсак – унаслдовал театр «Ателье» в 1940г.

1943г. – постановка «Антигоны» Ж.Ануя.

Античные герои в костюмах XX века – не повседневных, но вечерних: платья, смокинги.

Внебытовая чистота стиля, приподнятая атмосфера спектакля, касающегося вечных тем.

Переосмысление мифа. Условности политической игры.

Трагическое время. Проблемы «согласия» и «несогласия» с властью и жизнью.

Креон – ясный, реалистический ум. Угадывание фашизма.

 

ЛУИ ЖУВЕ (1887-1951)

В театре «Вье комломбье» был актером, сорежиссером, декоратором, осветителем, архитектором.

Относился к театру как к средству познания человека и жизни.

1922-1944 – театр «Шанз-Элизе» (театр «Елисейских полей»).

Склонность к «театру мысли».

Театр социальный, театр дискуссии, театр борьбы, интеллектуальный театр.

1935г. – спектакль «Троянской войны не будет» (Ж.Жироду)

Пророчество.

Основа- столкновение идей.

Герои либо страстно защищали свои принципы, либо, осознав свои заблуждения, приходили к новым истинам.

 

ГАСТОН БАТИ (1885-1952)

Автор программных театральных манифестов. Идеалист. 

Поведенческий театр.

 

1921г. – театр «Химера».

«Химера, которую мы избрали эмблемой…это женщина-птица из северных сказок, могучие крылья уносят её в небо, но у неё есть когти, которые крепко держатся за почву… Если хотите, это символ искусства, жаждущего универсальности и равновесия, стремящегося к гармонии, вплоть до примирения сил, которые вековая привычка искусственно противопоставляла друг другу – духа и материи, сверхъестественного и естественного, человека и вещи».

Предсказывал упадок театра из-за преобладания в нём литературы.

Считал, что цель театра – точный перевод чувств и мыслей на язык жеста, декорации, слова, а обновление театра в его освобождении от господства литературы, отказе от тирании текста.

Не колебался вносить редактуру в тексты.

1942г. – спектакль «Макбет».

Прочел шекспировскую трагедию глазами художника, убежденного, что фашизм своими преступлениями, подобно Макбету, приговорил себя к смерти.

 

Его последовательница – Маргарет Жамуа.

1953г. – спектакль «Жаворонок» (Ж.Ануй).

Жанна становится сама собой непосредственно по ходу постановки.

В центре внимания её свободный выбор, сотворение собственной судьбы (не тогда, когда она повинуется голосам, а когда, оставленная ими, отказывается от отречения и принимает решение взойти на костёр).

 

ЖОРЖ ПИТОЕВ (1884-1939гг.)

Георгий Иванович и Людмила Питоевы.

Создатель «чеховского направления» во французском театре.

Внимание к духовному миру человека.

 

ТЕАТР ТРАГИЧЕСКИЙ.

Поэзия и красота.

Тончайший психологический рисунок.

Темы безысходности, отчаяния, жизненного тупика.

Трагедия человеческого существования.

 

Тифлис-Санкт-Петербург-Швейцарские театры-Париж.

10 спектаклей в неделю; 3-4 премьеры в месяц.

 

Репертуар: Шекспир, Толстой, Чехов, Горький, Ибсен, Метерлинк, Шоу и др.

Ансамблевость, общее настроение печали «изысканных людей».

 

1929г. – спектакль «Подлинный процесс над Жанной д’Арк»

В основе – протоколы судебного разбирательства.

Сокращение длиннот, неизменность слов.

Трагедия 15 века со всей её достоверностью.

Людмила Питоева – экзальтированность, чрезмерная чувствительность, отчаяние.

Гибельный путь тяжелого духовного кризиса. Уход в религию.