Действительность будет такой, какой ее определит сам человек

Ж.-П.Сартр

Направление в философии XX века.

Сформировалось в начале века в России, после Первой Мировой войны в Германии и в период Второй Мировой войны во Франции.

Название происходит от латинского слова exsistentia – существование.

Это философское течение акцентировало своё внимание на уникальности иррационального бытия человека, ему присуща идея о необходимости преодоления человеком собственной сущности и интересом к эмоциональной природе.

Экзистенциализм – не просто философское течение, это целое культурное движение.

Термин был введён Карлом Ясперсом  и в качестве основоположника экзистенциализма им был назван Кьеркегор, другими предшественниками этого учения Ясперс считал Шеллинга и Ницше.

Это философское направление представляет собой иррациональную реакцию на рационализм Просвещения и немецкой классической философии.

 

Основная категория данной философии – экзистенция, некая иррациональная реальность, в которой воплощено единство объекта и субъекта.

Экзистенциалисты провозглашают единственным верным способом познания интуицию.

Человек всегда воспринимается в процессе становления, как вечно строящий сам себя проект.

Очень большое значение имеют проблема выбора и проблема свободы.

 

Очень значительно для данного философского направление понятие страха.

Страх, по мнению экзистенциалистов, необходим, чтобы вытянуть человека из размеренного бездумного проживания жизни, он отвлекает человека от всего мирского, и только тогда проявляется его истинное существование.

Таким образом, страх является наивысшим достижением человека.

 

Это философское течение оказало сильное влияние на литературу и в том числе на драматургию.

По мнению литераторов-экзистенциалистов несовершенство мира возможно исправить, но изменения в обществе должны начаться с изменений в человеческой душе, так как человек свободен в своём выборе и ответственность за его выбор тоже полностью лежит на нём самом.

Основой экзистенциализма как в философии, так и в искусстве является психологический анализ.

Экзистенциалисты утверждают, что человек обречён на одиночество., т.к. другое существование враждебно нашему.

Авторы-экзистенциалисты уделяют большое вниманию языку, их тексты очень афористичны.

 

Представители экзистенциализма в драматургии:

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Французский философ, писатель, драматург и эссеист

Окончил Высшую нормальную школу с диссертацией по философии, преподавал философию в различных лицеях Франции

Принимал активное участие в политической жизни Франции: был участником революции во Франции 1968 г., а также входил в многочисленные демократические организации и движения

В 1964 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе, но отказался от неё

 

Пьесы:                                                                                                   

«Мухи»

«За закрытыми дверями»

«Мёртвые без погребения»

«Почтительная потаскушка»

«Дьявол и господь бог»

«Затворники Альтоны»

 

Альбер Камю (1913-1960)

Французский философ, писатель и драматург

Учился в алжирском университете, где изучал философию

На него сильное влияние оказало творчество А. Жида, Ф.М. Достоевского и Ф.В. Ницше

В 1936 г. создал самодеятельный театр труда, переименованный впоследствии в Театр команды

Во время Второй мировой войны входил в движение сопротивления

В 1957 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе

По своим философским взглядам приближался к экзистенциализму и абсурдизму

 

Пьесы:                                                                                             

«Недоразумение»

«Калигула»

«Осадное положение»

«Праведники»

«Реквием по монахине»

«Бесы»

 

Жан Ануй  (1910-1987)

Французский драматург и сценарист

Успех во Франции пришёл к нему в 1937 г., когда его пьеса «Пассажир без багажа была поставлена на французской сцене

В оккупированном немцами Париже огромный резонанс вызвала постановка пьесы Ануя «Антигона»

После второй Мировой войны к драматургу пришла мировая известность

Является также автором сценариев к фильмам «Месье Винсент», «Маленький Мольер», «Рыцарь ночи» и др.

 

Пьесы:                                                                                                              

«Антигона» (1944)

«Медея» (1946)

«Жаворонок» (1953)

«Беккет, или Честь божья» (1959)

«Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (1969)

«Арест» (1975) и др.

 

 

 

 

Лекция Полины