…Мир стал настолько проницаемым, что каждую минуту из него выпархивают видения и фантомы; внешние факты беспрерывно превращаются во внутренние переживания, а душевные процессы беспрерывно воплощаются во внешнем мире

Р. Зорге «Нищий»

Течение в европейском искусстве (1905-1920-е гг)

В отличие от многих других авангардных направлений в искусстве экспрессионизм начинается не с манифестов и не централизованно, а спонтанно, в нескольких местах, манифесты и декларации возникают позднее

Сам термин появился в 1911 г. Считается, что он был введён чешским историком искусств Антонином Матешеком в противоположность импрессионизму

Наиболее яркого проявления этот стиль достиг в Германии и Австрии, где и зародился. В первую очередь экспрессионизм возник в изобразительном искусстве и затем уже распространился в другие сферы искусства

Экспрессионизм родился как реакция на события начала века – Первую мировую войну, революционные движения и т.д.

На это направление большое влияние оказало творчество художника  Джеймса Энсора и философия Фридриха Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»)

 

Основные черты экспрессионистского мировоззрения:

- протест против уродства и несовершенства мира

- отчуждение человека от мира, ощущение бесприютности и тотального одиночества, крушения всех основ, на которых ранее держался мир

- тяготение к мистике и пессимизм

Как стиль в искусстве экспрессионизм характеризуется также:

- сознательным отказом от психологизма

- обращением к хаосу чувств

- стремлением к выражению «наиболее экспрессивной экспрессии», эмоции в её самом крайнем проявлении

- ориентацией на создание собственной реальности (художник должен не отображать существующую действительность, а творить свою)

- склонностью к деформации форм, к неестественности, изломам и т.д. ( в своих манифестах экспрессионисты призывали даже освободиться от заданных природой форм)

- важнейшие для экспрессионистского искусства эмоции – страх, беспокойство, тревога и  т.п.


Экспрессионизм – «борьба против самодовлеющей материи, против господства реальных фактов, против физики будней» ( М. Крелль)

 

Видными представителями этого течения были:

  • В изобразительном искусстве: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Отто Дикс и др
  • В литературе: Франц Кафка, Густав Майринк, Райнер Мария Рильке, Карел Чапек и др.
  • В кинематографе: Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари»), Фриц Ланг («Усталая смерть»), Фридрих Вильгельм Мурнау («Носферату, симфония ужаса»), Герог Вильгельм Пабст («Кабинет восковых фигур»)

Экспрессионистская драматургия

На формирование экспрессионистской драматургии огромное влияние оказало творчество Августа Стриндберга, которое на позднем этапе очень сильно сблизилось с экспрессионистской эстетикой

Драматургия данного стиля была полемически направлена против натурализма, первые драмы, созданные в рамках этого течения, повторяли коллизию романтизма (в центре их неизменно оказывался герой-протагонист, противостоящий миру)

Экспрессионистская драма деформирует целостный комплекс чувств и единство действия, в том числе и в их психологической сущности.

Экспрессионистская драма выражает космическую глубину в примитивизме почти детского рисунка

На драматургию данного стиля сильное влияние оказало кино, экспрессионистские пьесы заимствуют у него монтажный принцип.


Другие черты драматургии этого течения:

- схематизм образов (наследие символизма)

- синтаксически упрощённый диалог, краткость реплик

- стремление к крайнему динамизму

-  стремление к предельной обобщённости

-  резкое противопоставление материального и духовного

- субъективизм

- отсутствие психологизма

- экспрессионистская драма не имеет целостную структуру, она распадается на ряд слабо связанных действий

- реальность представляется авторам пьес абстракцией

- важнейшим элементом драматургии этого течения является крик, крик души, направленный против социальных обстоятельств и порождённый апокалипсическим видением мира

- обращение к театральным формам Средневековья

 

Для экспрессионистской драматургии характерна ломка существующих театральных канонов, создание новых драматургических форм ( «Я-драма», «драма пути», «драма возвещения», «драма  крика», «сверхдрама», «драма преображения»)

 

Представителями данного направления в драматургии были:

  • Арнольт Броннен («Право быть молодым», «Бунт против Бога», «Эксцесс»)
  • Франк Ведекинд («Пробуждение весны», «Лулу», «Ящик Пандоры», «Дух земли»)
  • Франц Верфель («Троянки», «Человек из зеркала», «Козлиная песнь»)
  • Вальтер Газенклевер («Сын», «Спаситель», «Антигона», «Люди»)
  • Рейнхард Гёринг («Морской бой», «Скапа Флоу», «Первый»)
  • Рейнхард Иоганннес Зорге («Нищий»)
  • Ганс Йост («Молодой человек», «Отшельник», «Король»)
  • Георг Кайзер («Граждане Кале»)
  • Пауль Корнфельд («Обольщение», «Небо и ад»)
  • Людвиг Рубинер («Без насилия»)
  • Эрнст Толлер («Никогда не будет мира», «Хоппля, мы живём!»)
  • Фриц фон Унру («Офицеры»)
  • Карл Штернхейм  («Панталоны»)

 

Экспрессионизм в сценическом искусстве

Экспрессионистская драма не сразу пришла в театр, а режиссёры, осуществлявшие её первые постановки, не всегда были экспрессионистами по своим творческим принципам

Театр немецкого экспрессионизма предложил новое понимание роли зрителей, которые в ходе спектакля должны были стать членами «духовного братства»

На театральное искусство возлагалась задача утверждения нового видения мира

Сценическая площадка зачастую превращалась в проекцию сознания героя

 

Для спектаклей данного стиля характерно:

- деление действия на короткие эпизоды

- быстрая смена мизансцен

- рваный ритм действия

- музыка воспринималась как формообразующее средство

Режиссёры-экспрессионисты: К.Х. Мартин, Г. Хартунг, Р. Вайхерт, О. Фалькенберг, Л. Йеснер, Ю. Феллинг

 

Сформировался так же особый экспрессионистский стиль актёрской игры

Актёры-экспрессионисты отвергали психологизм, ритм их игры был нервно-напряжённый, роли строились на резких перепадах настроения, переходах от трагического монолога к гротескной пантомиме.

Актёры-экспрессионисты: Э. Дойч, Ф. Кортнер, К. Эберт, Г. Мюллер, Э. Бергнер

 

Экспрессионизм оказал сильное влияние на развитие театра, и не только театра, многие его черты и признаки продолжили существовать и после того, как экспрессионизм угас как направление.

Лекция Полины