Чувство баланса – одна из центральных тем предмета «Сценическое движение», которая объединяет в себе  темы: координация, инерция, напряжение, чувство движения на всех возможных уровнях восприятия – от физического до психического.

 Прежде чем прийти к определению, обозначим главные задачи всех последующих упражнений.

  1. Переходя из одной позиции в другую, контролировать чувство баланса;
  2. Прорабатывать как можно подробнее все этапы упражнения. Правильно распределять меру напряжения тела;
  3. Исходя из предлагаемой структуры и задач, координировать движения;
  4. Менять скорость исполнения упражнения, при этом, сохраняя максимальную амплитуду, непрерывность и мягкость движения;
  5. Не допускать выполнения движений механически, управлять инерцией движения.
  6. Выполняя упражнения, следить за свободным, непрерывным дыханием. Не сдерживать выдох;
  7. Выполнять как единую форму упражнения, состоящие из нескольких групп движений;
  8. Контролировать работу всех частей тела (рук, ног, лица) до мельчайших подробностей.
  9. Контролировать ощущение движения во время выполнения упражнений.

 Итак, что такое чувство баланса мы определили на предыдущем занятии.

 Чувство баланса – умение сохранять равновесие на различных видах конструкций и в различных непривычных для тела позициях, которое  зависит от умения актера управлять центром тяжести.

Чувство координации – умение координировать движения  различных частей тела в том числе лица в заданном рисунке.

Чувство скорости – умение управлять скоростью движения, менять скорости, способность перейти из состояния покоя в состояние активного действия,  к взрывной реакции.

Чувство инерции – способность  управлять процессом изменения действия, мягко и быстро тормозить.

 Чувство напряжения – умение управлять напряжением своего тела и использовать это умение, изображая напряженного персонажа.

 Упражнения, которые актер исполняет  в четвертый раз без привлечения каких – либо новых ощущений – механика.  В актерской профессии важны не физические, а душевные достижения, поэтому механика на занятиях не приемлема.

В перемене отношения артиста к своим возможностям и способностям и заключается творческий процесс профессионального развития.  Упражнения в балансе помогают острее ощутить и понять меру гармонии в движениях.

Чувство баланса – это обострение ощущений тела в экстремальной ситуации, в которую актер бросает свое тело сознательно; это яркое внешнее проявление активного внутреннего существования.

Момент игры со своим телом  в неустойчивом положении или на ограниченной площади опоры  - ситуация критическая и поэтому очень острая в ощущениях. Возможно конструирование множества позиций, когда точкой опоры могут стать различные части тела.

Ситуация удержания баланса захватывает химической реакцией практически всю мышечную массу, активизируя работу как крупных, так и мелких мышц. Этот процесс требует дополнительного напряжение, что влечет за собой нарушение координации, потерю управления скоростью движения и произвол инерции. Причины и следствия могут меняться местами, но вывод очевиден.

На вопросе баланса сходятся все аспекты сценического движения от физических до психологических.

Творческое сознание – всегда результат равновесия, баланса творческих возможностей и желаний.