История холодного оружия, а так же искусства владеть им, охватывает огромный временной отрезок – от древнейших времен и до начала XX века. Естественно, что на протяжении такого долгого времени оружие не оставалось без изменений – оно совершенствовалось, изменяясь вместе с обществом, которое его создало и пользовалось им.

Сведения об оружии тех эпох, которые нашли отражение в драматургии, мы можем ограничить тем, что возможно практически воплотить на сцене. Так выясняется, что для спектаклей современной сцены практически не представляет интереса стрелковое оружие, некоторый интерес для сцены представляет оружие на древках, но самый большой интерес – конечно же, клинковое оружие.

К оружию клинкового типа принадлежат: мечи, кинжалы, шпаги, рапиры, сабли. Если учесть множество разновидностей каждого из названных видов, получится большой и разнообразный список. Отдельные виды заметно отличаются друг от друга размерами, способом употребления, назначением, внешней формой и т.д. Однако конструктивная схема одна и та же. Примечательно, что схема – то есть основные черты строения, будучи однажды найденной, она оставалась практически неизменной на протяжении многих веков как единственно целесообразная.

Схема строения оружия клинкового типа состоит из двух частей: клинка, то есть боевой части оружия, и эфеса – части, обеспечивающей удобство пользования клинком.

Клинок – это полоса металла, остро заточенная по краям, которые называются лезвиями. Если у клинка только одно лезвие (например, у сабли), то противоположный лезвию край называют обухом, и он часто имеет некоторое утолщение. Клинок может иметь прямую форму (как, у большинства разновидностей шпаги и меча), изогнутую (как у сабли) и даже волнообразную форму (двуручные мечи XVI века, называемые фламберги). Конец клинка обычно суживается, создавая острие, предназначенное для нанесения уколов. Клинок поздних эпох (шпаги, рапиры) имеет тонкий и упругий конец, а ближе к рукояти становится более тяжелым, жестким. Из-за этого в клинке различают две части: сильную (ту, которая ближняя к эфесу) и слабую (от середины до острия). Примыкающая к эфесу утолщенная часть клинка - пяткой.

Эфес : рукоять, гарда и противовес. Форма рукояти диктуется максимальным удобством, необходимым при действиях оружием .

 

Гарда – это металлическое прикрытие, защищающее боевую руку от поражения клинком противника. В оружии ранних эпох гарда представляла собой простую крестовину: полосу металла, закрепленную между рукоятью и пяткой клинка (то есть поперек него). Позднее распространение получили чашкообразные (справа) и корзинчатые (слева) гарды, именно от них произошла гарда современного спортивного оружия.

 

Противовес – утолщение на конце рукояти. Благодаря ему, холодное оружие более ранних форм не выскальзывало из руки при размахе. Назначение же противовеса в шпаге более обширно:

1. Он уравновешивает в руке оружие

2. Помогает им управлять

3. Делает его более удобным в использовании

В современном спортивном и тренировочном оружии роль противовеса выполняет гайка, находящаяся на самом конце рукоятки, с ее помощью клинок свинчивается с эфесом.